1932 — на страницах «Литературной газеты» опубликована речь председателя оргкомитета Союза писателей И. ГРОНКОГО, в которой впервые употребляется термин «социалистический реализм».
Фёдор СОЛОГУБ * * * В стихийном буйстве жизни дикой Бесцельно, суетно спеша, Томясь усталостью великой, Хладеет бедная душа. Замкнись же в тесные пределы, В труде упорном отдохни, И думы заостри, как стрелы, И разожги свои огни. 23 мая 1920, Москва
Каким мы видим мир в зеркале истории? Пожилым, уставшим, сокрушающимся по поводу морщин, глубокими бороздами разрезавшими на пазлы некогда единый образ, когда всё было тип-топ. Запудрить и приукрасить не получается — получается только хуже. Идеи и события не совпадают, не складываются. Краски, что веселят юность, на тех же условиях оттеняют и старость. Художник, который берётся за историю, в силу своей принадлежности к профессии имеет дело лишь с красками, общее восприятие от действительности никуда не исчезает и не должно притупляться. Меня упрекают в очернении истории. Меня критикуют за мой якобы негативный исторический промысел. В свой адрес я слышу упрёки за некое «мы», которое не благодарит, не поёт осанну прошлому только за то, что оно у них было. Сперва, кто это «мы»? — я задумался. Возможно, имелось в виду общее впечатление от историков и близких теме публицистов, у которых наличествует скверный характер. О да, скверного характера мне не занимать! В науке, по моему убеждению, как и творчестве ныне царит подлинная, осознанная зима. Выживают сильнейшие на фоне бессмысленности, бесцельности борьбы как таковой. Прочие, кого ещё можно призвать хотя бы в свидетели (в роле читателей), прячутся по норам и отсыпаются на беллетристике. Кто-нибудь видел их следы? Но главное, что и мой скромный опыт писателя далёк от исторической науки, и я не отношу себя в этой области даже к любителям. Для меня история не умозрительное слагаемое. Нельзя живое соотнест
...
Читать дальше »
по старому стилю 10 мая
Сегодня именины матушки сырой земли. Всячески её сегодня лелеять, холить и голубить, а также молиться за неё ясному солнышку, дождику серому, небу белому. Обижать, а тем более плевать на неё ни в коем случае нельзя — большой грех. Чувствует земля наша отношение к ней, поскольку живое оно существо. Бывает ей и больно, и тоскливо. Пахать в этот день не разрешается. А вот сеять пшеницу на день святого Симона Золита вполне сгодится — уродится пшеница на славу и будет как чистое золото. Симеон Зилот покровитель кладоискателей. По одной из версий имя Зилот произошло от слова «зелье». Поэтому кто в травах лечебных разбирается — отправляются сегодня в лес собирать целебные коренья. Да и другую полезную траву стороной не обходят. Если в этот день пойдёт дождь, то всё лето будет дождливое.
1810 — Сара Маргарет ФУЛЛЕР (Sarah Margaret FULLER) (— 19.07.1850), американская писательница. Публицист, критик, общественный деятель, не отличающаяся выдающимся стилем изложения, но завоевавшая сердца читателей и почитателей искренностью и не бездарностью своих взглядов. Стояла у истоков феминизма. Пропагандировала идеи трансцендентализма: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение «макрокосма через микрокосм». Подвергала критике современную ей американскую действительность, утверждая, что оборотной стороной экономического благополучия неизбежно являются рост эгоистических настроений, пренебрежение духовными ценностями. «Ужасная, незавидная судьба — иметь женское сердце и мужское честолюбие», — говорила о себе Маргарет Фуллер. Р.У. Эмерсон говорил о ней, как о «величайшей женщине своего века»; «злой, надоедливой, необъективной критикессой» называл её Д.Р. Лоуэлл; Эдгар По заклинал всех замужних женщин держаться подальше от мисс Фуллер, чтобы не заразиться ненужными и вздорными идеями женской эмансипации. Итальянский поэт Джузеппе Мадзини видел в Фуллер друга. Философ и историк Томас Карлейль утверждал, что её эрудиция достойна самых высоких похв
...
Читать дальше »
|