02:07 29 мая родился Константин Николаевич БАТЮШКОВ | |
1787 — Константин Николаевич БАТЮШКОВ (— 19(7).07.1855), русский поэт («Веселый час», «Мои пенаты», «Умирающий Тасс»). К сожалению, о родной русской поэзии мы знаем не так много. Мы знаем имена, события. Но мы практически ничего не знаем ни о движении её души, ни о течении времени, связь которого с поэтическим ритмом непосредственна. Мы не знаем ни английской, ни французской поэзии. Но это лишь наши соседи, незнакомство с особенностями которых может быть стыдно. Незнание же родной языковой субстанции — смерти подобно. Общество, вдохновленное теорией Дарвина, получило возможность классифицировать своих авторов. Литературная критика, которая разглядела в писателе, поэте, авторе лишь часть своего маленького, крохотного идеологического, филологического мирка, ищет себя в литературе. Но вот что поразительно: чем меньше очерченный мир, тем больше он значим для нас. Филология — охранница языка — ведёт чёткий учёт сокровищам и больше всего боится растраты. Выпросить у неё каких либо знаний о сущностной ценности языка на данный момент не представляется возможным. Парадокс. Теперь же самобытность свою мы черпаем лишь самодеятельно из подвернувшихся и в случайном порядке подобранных книг. Константин Николаевич один из тех поэтов, которые вели русский стих к его раскрепощению, к музыкальной стройности, и мечтательной гибкости. Как впоследствии написал поэт и критик Вл. Ходасевич: «Жуковский [лишь на четыре года старше — авт.] и Батюшков пытались обрести "новые звуки…"». Батюшков один из первых поэтов, чьи стихи меняются соответственно переменам его внутреннего мира, отражая биографию души конкретного человек. Он один из первых начинает выделять личность в языке. От юных грёз и фантазий — к «Мой друг, я видел море зла…», к ссоре с человечеством, не лишённой, однако, поэтических привилегий. Через темы расставания и смерти к сумасшествию, запечатлённому стихами Пушкина, который написал их под впечатлением болезни Константина Николаевича: «Не дай мне Бог сойти с ума…». Болезнь Батюшкова, которая разделила его жизнь пополам — 34 года до и ровно столько же под её грузом — принято объяснять наследственностью. С точки зрения медицины такое объяснение вероятно, но не абсолютно верно с точки зрения поэзии. Талант развивается на том, чем является человек в своей целостности — не только по вдохновению, но и посредством всех его бытовых аксиом и болезненных синдромов. Выбор направления развития души определяется самим человеком. Бог определяет лишь наши безграничные возможности. Поэзию выбирает тот, кто намерен пойти дальше других в осознании своей причастности к мировой гармонии, если хотите. Конечная цель — разница лишь в определениях, но не по существу. Поэтому с точки зрения поэтического искусства Батюшков был избран предопределением развития как романтизма в русской поэзии, так и последующих её эонов, а его болезнь — метафора. Вот три момента жизни предтечи современного языка, которыми завязались некоторые основные кармические узлы русской поэзии. Не любимое занятие (должность, работа) и начало творчества. Война, принимаемая по началу с романтическим восторгом, а затем боль и скорбь. Не решительность и не изобретательность, чтобы изменить судьбу — или таково мнение самого Батюшкова. Служба в Публичной библиотеке, где Батюшков участвует в составлении краткой «росписи», «в которой помещены должны быть по разным языкам самое краткое заглавие или название рукописей с означением имени автора и времени, буде оные известные, дабы посредством сей описи посетители хранилища манускриптов могли удобнее отыскивать требуемые имени рукописи». Получив образование в частных французских пансионах Петербурга, Батюшков прекрасно владел итальянским, французским и немецким языками. В 1807 году он добровольцем ушёл на войну с Наполеоном. Прусский поход завершился для молодого офицера тяжёлым ранением. Был адъютантом легендарного генерала Раевского. 1809 год. Снова армия, финляндский поход, участие в так называемой Второй Северной войне — со Швецией. Батюшкову тяжело: «Я подал просьбу в отставку… за ранами, через князя Багратиона, и надеюсь, что скоро выйдет решение. Так нездоров, что к службе вовсе не гожусь…» Забыт как литератор ещё при жизни, в которой оказался неудачлив и беден, закладывая и перезакладывая своё жалкое именье. Лучший поэт допушкинской поры издал всего одну небольшую книжку «Опыты в стихах и прозе» в 1817 на средства своего лучшего друга Гнедича. Сошёл с ума на тридцать четвертом году жизни. В 1830 поэта навестил Пушкин, но Батюшков не узнал его. Лучше всего о трагедии жизни поэта написал он сам: «Что писать мне и что говорить о стихах моих!.. Я похож на человека, который не дошёл до цели своей, а нёс он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу» http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/batiushkov/ (биографический очерк) http://www.cultinfo.ru/kb/about.htm (музей) http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010593/1010593a1.htm (биография) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 717 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!