Главная » Литературный Ежедневник » 2009 » Май » 12 » 12 мая: "Мне снилось: я бреду впотьмах..."
01:53
12 мая: "Мне снилось: я бреду впотьмах..."
1950Эрнест ХЕМИНГУЭЙ в журнале The New Yorker подводит итоги своих литературных боёв: «Я начал очень спокойно и побил Тургенева. Упорно тренируясь, я сумел победить Мопассана. Дважды я бился вничью со Стендалем, и, думаю, в последний раз был лучше его. Но никто не заставит меня выйти на ринг с Толстым, если я только не сойду с ума».

В общем-то, Хемингуэй не был горазд на афоризмы. Многие из них что-то или кого-то напоминают, как например этот: «Вся американская литература вышла из "Гекльберри Финна"». Но там, где Хемингуэй проигрывает эстетически, он побеждает — именно побеждает — незаурядной техникой. Недаром ему принадлежит и «золотое правило» писателей, которое также не является его эксклюзивным изобретением, которое можно свести к следующей формулировке: писать каждый день, но не выписываться до конца. Эрнест овладел им с такой ловкостью, что в полной мере заслужил считаться его, если не изобретателем, то мастером высшей ступени.

О чём, собственно, речь? Известно, что «Прощай оружие» было написано Хемингуэем дважды. Первый раз он писал как вол, просиживая за письменным столом и гоняясь за вдохновением сутками. Когда же произведение было закончено и перечитано автором, то оказалось полным дерьмом. Тогда Хемингуэй применил новую тактику. Каждый день он садился работать в определённый час и никогда не выкладывался полностью (Хемингуэй работал каждый день с 5 утра до часу дня). Он останавливался на взлёте вдохновения, в тот момент, когда слова, казалось бы, сами ложились в рукопись. Тогда на следующий день ему не приходилось растирать виски и искать стимулов, чтобы заставить метущийся разум работать. Брошенное небрежно вдохновение нетерпеливо дожидалось его на последнем слове. Едва перечитав последний абзац, работа продолжалась. В общем-то, это элементарные законы психологии. Хемингуэй лишь не стеснялся относиться к ним серьёзно.
 
София ПАРНОК
 
* * *
                    Е. Я. Тараховской
 
Мне снилось: я бреду впотьмах,
и к тьме глаза мои привыкли.
И вдруг — огонь. Духан в горах.
Гортанный говор. Пьяный выкрик.
 
Вхожу. Сажусь. И ни один
не обернулся из соседей.
Из бурдюка старик-лезгин
вино неторопливо цедит.
 
Он на меня наводит взор
(Зрачок его кошачий сужен).
Я говорю ему в упор:
«Хозяин! Что у вас на ужин?»
 
Мой голос переходит в крик,
но, видно, он совсем не слышен:
и бровью не повёл старик, —
зевнул в ответ, и за дверь вышел.
 
И страшно мне. И не пойму:
а те, что тут, со мною, возле,
те — молодые — почему
не слышали мой громкий возглас?
 
И почему на ту скамью,
где я сижу, как на пустую,
никто не смотрит?.. Я встаю,
машу руками, протестую —
 
И тотчас думаю: «Ну что ж!
Итак, я невидимкой стала?
Куда теперь такой пойдёшь?» —
И подхожу к окну устало…
 
В горах, перед началом дня,
такая тишина святая!
И пьяный смотрит сквозь меня
в окно — и говорит: «Светает…»
 
12 мая 1927
Категория: ДЕНЬ-ДЕНЬСКОЙ | Просмотров: 569




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть