01:17 4 марта родился Станислав Рассадин, литературный критик | |
1935 — Станислав Борисович РАССАДИН, русский литературовед и критик, Член СП СССР (1961) СК СССР (1980), Русского ПЕН-центра (1992), академик АРСС (1997). Был председателем жюри Букеровской премии в России (1995).
Родился в Москве. В 1958 году окончил филологический факультет МГУ. Работал в отделе писем издательства «Молодая гвардия», в 1959 перешёл в «Литературную газету». В 1961 году стал заведующим отделом критики в журнале «Юность». С 1963 со слов самого Станислава Борисовича «на вольных хлебах». «Первая публикация (не говоря о студенческой полухалтуре) была в 1959 году — невыносимо наукообразная статья о ныне забытом шестидесятнике прошлого века; кстати, именно эти штудии подготовили то, что у меня вырвалось словцо «шестидесятники» применительно уже к нашему времени. Так называлась одна из первых моих статей («Юность», 1960, № 12), откуда и пошло самоназвание генерации — к моему неудовольствию. Когда, скажем, сам М. С. Горбачев произносит с подобием гордости: «Я — шестидесятник!», мне не то чтобы хочется уличить его в плагиате, но, напротив, предостеречь: мол, Михаил Сергеевич, да забудьте вы этот дурацкий термин, который если что-то и означает, то никак не принадлежность к поколению, тем более не единство его, а псевдоним целой эпохи, где все возрасты были покорны схожим иллюзиям и идеалам… Но — не воротишь». «Не говоря о книжке "Очень простой Мандельштам" (1994, а выросла она из рукописи, писанной в стол ещё в 60-е годы), главное, что мною написано, — своего рода "Пятикнижие", неравноценное по уровню, однако составляющее мою субъективную (субъективнейшую) историю русского дворянства, его упований, восхождения и распада; одновременно это есть и возникновение (и тоже распад) явления гармонии. Явления не только эстетического, но и общественного. Это книги, которые я называю не в порядке их появления в свет, но по принципу преемственности идей и мыслей: «Фонвизин», «Драматург Пушкин», «Спутники» (портреты Дельвига, Языкова, Дениса Давыдова, Бенедиктова, Вяземского), повесть о декабристе Горбачевском «Никогда никого не забуду», «Гений и злодейство, или Дело Сухово-Кобылина». Примыкает к ним и новая книга «Русские, или Из дворян в интеллигенты» (1995)». Рассадин совместно с Бенедикт Михайловичем Сарновым, а затем единолично более двадцати лет вёл по Всесоюзному радио театрализованные передачи для детей, которые сначала назывались «В стране Литературии», а потом — «В Стране Литературных Героев». О своём амплуа литературного критика Станислав Борисович отзывается следующим образом: «Я, по правде говоря, не знаю, что такое литературоведение, хотя меня иногда называют литературоведом, так же, как литературным критиком, хотя, я полагаю, и то, и другое уже несправедливо. Критиком я перестал быть, перестал следить за так называемым литературным процессом. А что касается литературоведения, тот тут я скажу… Литературоведение, по крайней мере, в нашей советской стране превратилось в нечто совершенно извращённое. Существуют целые институты, где огромное количество научных сотрудников, младших и старших, сочиняют плановые работы, печатают их. Эти работы никто не читает, и правильно делают. Потому что читателю это не нужно, писателю это не нужно и даже вредно. Это действительно, мягко, интеллигентно выражаясь, вещь в себе. Литературоведение как занятие, мне кажется, вещь противоестественная…». Публикациям и книгам РАССАДИНА не счесть числа. Его профессиональные литературные интересы весьма разнообразны. Все они проникнуты глубочайшим интеллектом, душевной искренностью и порядочностью. Возможно, поэтому некоторых современных художников пера Станислав Борисович отнюдь не жалует. А те, в свою очередь, платят ему «великолепными» цитатами из самого же Рассадина, типа: «Вся история советской литературы кладбище нереализованных обещаний, погост недоносков». Но мне кажется, что провозглашённые Рассадином «мурашки по коже» над искусством литературоведения многое расставляют на своё исконное, боговдохновенное место: «Всякий российский писатель, не выпадающий из традиции, большой или малый, имеет темой спасение и возвышение человека, обретение им ориентиров в безграничном мире; другое дело, что все они крепко разнятся дорогами, которые выбирают, и отпущенными им возможностями…» http://magazines.russ.ru/voplit/2000/4/anketa.html (источник) http://www.ruscenter.ru/1431.html (источник) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 726 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!