« 1 2 ... 9 10 11 12 13 ... 23 24 »
1862 — Константин Михайлович ФОФАНОВ (— 30.05.1911), русский поэт, ознаменовавший своим именем период поэтической истории. Отец поэта-эгофутуриста К. К. Фофанова (известного под псевдонимом Константин Олимпов). Родился в купеческой семье. «Отец… имел лесной двор», то есть торговал дровами. Систематического образования не получил. Учился в дешёвых частных пансионах. Но «десяти лет почти знал наизусть «Горе от ума» и обожал Пушкина». Рифмовал, подражая Некрасову, затем увлекся Библией, перекладывая её воодушевление в поэтические строки в возвышенно-народническом духе. С одним из таких стихотворений и дебютировал в 1881 году в газете «Русский еврей» под псевдонимом. В 1888 году напечатанное «Таинство любви» в журнале «Наблюдатель» вызвало разбирательство в Синоде и привело к закрытию журнала. До этого и после было множество публикаций в иллюстрированных еженедельниках и в газете А. С. Суворина «Новое время». Писал хронически много. С. Надсон констатировал в лице Фофанова «большое дарование чисто художественного оттенка». После успеха первого сборника «Стихотворения» (1887) А. С. Суворин издал второй сборник с таким же названием (1889). Илья Репин, познакомившись с поэтом, написал в 1888 его портрет. Затем вышли книги «Тени и тайны» (1892), п
...
Читать дальше »
1787 — Константин Николаевич БАТЮШКОВ (— 19(7).07.1855), русский поэт («Веселый час», «Мои пенаты», «Умирающий Тасс»). К сожалению, о родной русской поэзии мы знаем не так много. Мы знаем имена, события. Но мы практически ничего не знаем ни о движении её души, ни о течении времени, связь которого с поэтическим ритмом непосредственна. Мы не знаем ни английской, ни французской поэзии. Но это лишь наши соседи, незнакомство с особенностями которых может быть стыдно. Незнание же родной языковой субстанции — смерти подобно. Общество, вдохновленное теорией Дарвина, получило возможность классифицировать своих авторов. Литературная критика, которая разглядела в писателе, поэте, авторе лишь часть своего маленького, крохотного идеологического, филологического мирка, ищет себя в литературе. Но вот что поразительно: чем меньше очерченный мир, тем больше он значим для нас. Филология — охранница языка — ведёт чёткий учёт сокровищам и больше всего боится растраты. Выпросить у неё каких либо знаний о сущностной ценности языка на данный момент не представляется возможным. Парадокс. Теперь же самобытность свою мы черпаем лишь самодеятельно из подвернувшихся и в случайном порядке подобранных книг. Константин Николаевич один из
...
Читать дальше »
1886 — Владислав Фелицианович ХОДАСЕВИЧ (— 14.06.1939, Париж), поэт, критик, литератор. Шестой ребенок в католической семье Фелициана Ивановича Xодасевича (художника, фотографа, польского дворянина) и Софьи Яковлевны (урожд. Брафман). «России — пасынок, а Польше — не знаю сам, кто Польше я…» Учился в Московском университете, вначале на юридическом, а затем на историко-филологическом факультете. Не окончил. Печататься начал с 1905 года. Первая книга стихов «Молодость» (1908). Второй свой сборник «Счастливый домик» (1914), который впоследствии будет запрещён новой властью в РСФСР. К 1906 году относится начало его постоянной работы как критика — жёсткого, но интересного. В 1914 будет опубликована первая работа Ходасевича о Пушкине («Первый шаг Пушкина»). Впоследствии исследованием жизни и творчества великого русского поэта Ходасевич занимается всю жизнь. И лишь усталость и болезнь не дали завершить дело обширной биографией. «Теперь и на этом, как и на стихах, я поставил крест. Теперь у меня нет ничего», — писал он Нине Берберовой 19.07.1932 года. А до этого было и приятие октябрьского переворота («И ты, моя страна, и ты, её народ, // Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год»), поскольку пред
...
Читать дальше »
1937 — Андрей Георгиевич БИТОВ, писатель (роман «Пушкинский дом», цикл повестей «Роль», сборники «Дни человека», «Воскрестный день» и др.). Когда я впервые услышал Битова, возможно и не его самого, но произведения, которые читались по радио «Свобода», я уже признал «своим» этого чуть экзистенциального, чуть фальшивившего на эстетике автора — в виду «говорящей» фамилии. А потом его мнение о себе, как о «непрофессиональном писателе» лишь укрепило мою доверчивость. Как и все люди на Земле, я когда-то был молодым. «Битов открыл новую область исследования, при этом обнаружив абсолютный уровень в слове. Но главное, не в обиду будь сказано другим замечательным писателям, Андрей Битов — умный человек, а это редко бывает. В литературе, мне кажется, умных людей гораздо меньше, чем людей талантливых. Даже читая его не вполне удачные произведения, ты чувствуешь, что общаешься с умным человеком. Это очень лестно для читателя, это просто незаменимо». Юрий Карабчиевский, «Уральская новь», №1, 1998. Широко известна следующая история. Однажды (давно это было, а может быть и нет) он ударил поэта Вознесенского. На товарищеском суде Битов сказал: — Выслушайте меня и примите объективное решение. Я расскажу, к
...
Читать дальше »
1938 — Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ, поэт, писатель, драматург, художник, мультипликатор. Родилась в Москве в семье профессора МГУ. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы, в 1972 году работала редактором на Центральной студии телевидения. Первые два рассказа опубликованы в 1972 году в журнале «Аврора». С середины 1970-х годов выступает и как драматург. В 1977 году пьеса Петрушевской «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком. В 1979 году её одноактная пьеса «Любовь» (написана в 1974 году) появилась в журнале «Театр» и в сезоне 1981/82 года была включена Юрием Любимовым в спектакль Театра на Таганке, состоявший из трёх коротких пьес. В 1983 году Марк Захаров поставил в «Ленкоме» спектакль «Три девушки в голубом». Пьеса Петрушевской «Квартира Коломбины», поставленная в театре «Современник» в 1985 году, принесла автору всеобщее признание. Первый сборник прозы «Бессмертная любовь» был опубликован в 1987 году. В 1991 году Людмила Петрушевская была удостоена немецкой премии имени Пушкина (Гамбург). В 1996 году выпущено её пятитомное собрание сочинений. Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН источник:
...
Читать дальше »
1779 — Томас МУР (MOORE Thomas) (—1852, Лондон), ирландский поэт. Родился в Дублине. Окончил Дублинский университет (Тринити-колледж, 1798). Неудачная попытка восстания «Объединенных ирландцев» в том же году, выступавших за создание независимой республики, и казнь в 1803 его приятеля студенческих лет Р. Эммета сделали Мура страстным патриотом Ирландии. В 1799 Мур переезжает в Лондон, где его переводы из Анакреонта (1800) имели успех. Но их не оригинальность была подмечена Байроном в сатире «Английские барды и шотландские обозреватели». Свой первый сборник стихов поэт выпустил под псевдонимом Thomas Little (Томас Маленький). Сборник «Ирландские мелодии» Мура выходил отдельными выпусками с 1808 по 1834; для первой серии музыку к текстам писал Д. Стивенсон, для второй — Г. Бишоп. Работая над книгой около 25 лет, Мур создал 130-ть «мелодий». Многие из них действительно стали «народными» песнями. Тот же Байрон, но уже в 1813 году, записал в своём дневнике: «Для меня некоторые из последних ирландских искорок Мура: «Как луч на поверхности воды...», «Когда тот, кто любил тебя...», «О, барда не вини...» и «О, имени его не называй...» — значат больше, чем все эпические поэмы, когда-либо написанные». Его стихотвор
...
Читать дальше »
1899 — Анри МИШО (Henri MICHAUX) (— 1984), французский поэт, художник. Автор поэтических сборников «Ночь шевелится» (1935), «Испытания, заклинания» (1945), «Взбунтовавшаяся бесконечность» (1957), «Постижение посредством бездны» (1961) и многих других. Первый сборник, представивший поэзию А. Мишо на русском языке (в пер. В. Козового и Б. Дубина), а также его живопись, вышел в 1997 года в издательстве Библиотеки иностранной литературы «Рудомино». Художника легко можно обидеть, назвав его сумасшедшим. Не назвать Мишо сумасшедшим, не только обидеть, но и пропустить в нём художника. При нынешнем всплеске многочисленных Интернет дневников его можно было бы и пропустить за собственной никчёмностью, но только не тому, кто выбирает не жизнь, а искусство — именно как противопоставление. Мишо не всплеск, он удар камня, ладони, взгляда о воду… расходящиеся круги — вот и всё что может увидеть, прочесть в Мишо зритель, читатель. Но в том-то и дело, что это не он. Он был здесь ещё до того, как пошли круги на воде. А теперь его нет. Он камень, ладонь, самый взгляд. Он движение неподвижного
...
Читать дальше »
1810 — Сара Маргарет ФУЛЛЕР (Sarah Margaret FULLER) (— 19.07.1850), американская писательница. Публицист, критик, общественный деятель, не отличающаяся выдающимся стилем изложения, но завоевавшая сердца читателей и почитателей искренностью и не бездарностью своих взглядов. Стояла у истоков феминизма. Пропагандировала идеи трансцендентализма: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение «макрокосма через микрокосм». Подвергала критике современную ей американскую действительность, утверждая, что оборотной стороной экономического благополучия неизбежно являются рост эгоистических настроений, пренебрежение духовными ценностями. «Ужасная, незавидная судьба — иметь женское сердце и мужское честолюбие», — говорила о себе Маргарет Фуллер. Р.У. Эмерсон говорил о ней, как о «величайшей женщине своего века»; «злой, надоедливой, необъективной критикессой» называл её Д.Р. Лоуэлл; Эдгар По заклинал всех замужних женщин держаться подальше от мисс Фуллер, чтобы не заразиться ненужными и вздорными идеями женской эмансипации. Итальянский поэт Джузеппе Мадзини видел в Фуллер друга. Философ и историк Томас Карлейль утверждал, что её эрудиция достойна самых высоких похв
...
Читать дальше »
1945 — Наталья Борисовна ИВАНОВА, российский критик, литературовед, публицист. Один из несомненных участников современного литературного процесса, аналитик и прогрессист по натуре, отнюдь не сторонник сумерек, похорон и самоубийства русской литературы и её неотъемлемой части — критики — о масштабах которых так много говорилось в конце прошлого века и начале нового. Наиболее известные работы: сборники статей «Точка зрения. О прозе последних лет», «Освобождение от страха», оба 1989; «Воскрешение нужных вещей», 1990; «Гибель богов», 1991; «Ностальящее. Собрание наблюдений», 2002; «Скрытый сюжет. Русская литература на переходе через век, 2003. Отдельные исследования посвящены творчеству Ю. В. Трифонова (1984), Ф. А. Искандера (1990), Борису Пастернаку (2001). «Я коренная москвичка, городской ребёнок, и смена времён года открывалась мне в маленьком московском дворе, окружённом двухэтажными домами: первый этаж кирпичный, второй — деревянный. Весна с восторгом переживалась тогда, когда девочки начинали прыгать «в классики», крутились скакалки, а мальчик-сосед выводил свой двухколесный велосипед и позволял покататься». Родилась в семье журналистов. Отец работал в «Комсомольской правде», мать, выпускница ИФЛИ, в
...
Читать дальше »
1887 — Игорь СЕВЕРЯНИН (Игорь Васильевич ЛОТАРЁВ) (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание своего псевдонима через дефис — Игорь-Северянин) (Петербург — 20.12.1941, Эстония), русский поэт, основоположник эгофутуризма. Родился в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарёва, выходца из «владимирских мещан» (по материнской линии дальний родственник Н. М. Карамзина и А. А. Фета, троюродный брат А. М. Коллонтай). Имя получил по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича. Между родителями отношения не складывались (в 1896 году они таки развелись) и отрочество поэта прошло в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии в имении дяди. Закончив четыре класса реального училища в Череповце, в 1904 году отправился вместе с отцом на Дальний Восток. Отец получил место коммерческого агента. Там и начались первые сознательные литературные опыты будущего «короля поэтов» (вообще-то стихи он начал писать с 8 лет). Вместе с лирикой под влиянием русско-японской войны писал и патриотические произведения. Первые публикации за свой счёт сделал в том же году. Стихотворение «Гибель Рюрика» было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905). Отец умер в 1904 году. Игор
...
Читать дальше »
|