« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 13 14 »
1875 — художник Василий ПОЛЕНОВ пишет Ивану КРЫМСКОМУ из Парижа: «Да… далеко ушла Европа вперёд, так далеко, что и бегом не догонишь, поэтому я пришёл к такому заключению, что, собственно, бежать бесполезно, а надо не унывая тихо идти и идти, хотя подчас ох как жутко приходится. Оно и труднее тихо и твердо идти к цели, чем бежать зря. Раздумывая так со стороны о положении у нас искусства, приходишь к выводу, что трудно ему у нас живётся. Путь, по которому оно доселе шло, искусственный, условия малосподручны, особенно в нашей северной Пальмире; четверть года — тьма, две другие — грязь, снег, дождь, ветер, а четвёртая — пыль и духота. И социальное настроение у нас не таково, чтобы искусству процветать; большинство равнодушно, а вожаки даже враждебны ему, ну и поди работай…» Алексей АПУХТИН * * * Ни веселья, ни сладких мечтаний Ты в судьбе не видала своей: Твоя жизнь была цепью страданий И тяжёлых, томительных дней. Видно, господу было так нужно: Тебе крест он тяжёлый судил, Этот крест мы несли с тобой дружно, Он обоих нас жал и давил. Помню я, как в минуту разлуки Ты рыдала, родная моя, Как, дрожа, твои бледные руки Горячо обнимали меня; Всю любовь, все мечты, все желанья — Всё в слова перелить я хотел, Но последнее слово страданья,— Оно замерло в миг расставанья, Я его досказать не успел! Эт
...
Читать дальше »
1931 — спектакль в театре им. Мейерхольда «Список благодеяний» по пьесе Юрия Олеши вызывает споры вокруг «темы интеллигенции»: интеллигенция с революцией или сама по себе? В одной из статей критик ЮЗОВСКИЙ напишет: «Прощайте, милые призраки. Прощайте, почтенные седобородые академики, решающие вопрос, быть или не быть им с социализмом. Прощайте, инженеры средних лет с чеховскими очками на носу, требующие у зрителя повременить, они еще кое-что не решили. Прощайте, бледнолицые молодые люди с мешками под глазами, три часа морочащие публику вопросами: "А будет ли нежность при коммунизме?" Будет нежность. Будет, будет. Хватит. Надоело. Время проходит». Обложка книги Виолетты Гудковой «Ю.Олеша и Вс.Мейерхолд в работе над спектаклем «Список благодеяний». Издательство: Новое литературное обозрение, 2002 год. Марина ЦВЕТАЕВА РАЗГОВОР С ГЕНИЕМ Глыбами — лбу Лавры похвал. «Петь не могу!» — «Будешь!» — «Пропал, (На толокно Переводи!) Как молоко — Звук из груди. Пусто. Суха. В полную веснь — Чувство сука». — «Старая песнь! Брось, не морочь!» «Лучше мне впредь — Камень толочь!» — «Тут-то и петь!»
...
Читать дальше »
1932 — Борис Пастернак пишет Евгении Пастернак-Лурье, из Свердловска: «Мы впятером всё ещё в том же номере (из 2-х маленьких комнат) и до сих пор не прикреплены ни к какому из распределителей. Жаловаться нельзя, потому что обедать и ужинать ходим в столовую ОГПУ и, следовательно, не голодаем, а в отношении остальных удобств не слишком взыскательны». Аполлон ГРИГОРЬЕВГЕРОЯМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Facit indignatio versum. Horatius * Нет, нет — наш путь иной… И дик, и страшен вам, Чернильных жарких битв копеечным бойцам, Подъятый факел Немезиды; Вам низость по душе, вам смех страшнее зла, Вы сердцем любите лишь лай из-за угла Да бой петуший за обиды! И где же вам любить, и где же вам страдать Страданием любви распятого за братий? И где же вам чело бестрепетно подъять Пред взмахом топора общественных понятий? Нет, нет — наш путь иной, и крест не вам нести: Тяжёл, не по плечам, и вы на полпути Сробеете пред общим криком, Зане на трапезе божественной любви Вы не причастники, не ратоборцы вы О благородном и великом. И жребий жалкий ваш, до пошлости смешной, Пророки ваши вам воспели… За сплетни праздные, за эгоизм боль
...
Читать дальше »
1927 — в газете «Комсомольская правда» опубликовано стихотворение Владимира Маяковского «Господин народный артист», которое заканчивается так… «А тех, кто под ноги атакующих бросится, с дороги уберёт рабочий пинок. С барина с белого сорвите, наркомпросцы, народного артиста красный венок!» Ещё 22 мая в журнале «Польске вольности» было опубликовано интервью Маяковского… «Я не был в опере что-то около 15 лет. А Шаляпину написал стишок такого содержания: "Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — Я первый крикну: — Обратно катись, народный артист Республики!"» Поводом для начала травли Шаляпина стало его пожертвование 5000 франков в пользу голодающих детей русских эмигрантов в Париже. Эту помощь советская власть расценила как пожертвование в пользу белогвардейских организаций. Маяковский ознаменовал начало травли великого певца — Фёдора Шаляпина. Александр Блок * * * В ночи, когда уснёт тревога, И город скроется во мгле — О, сколько музыки у бога, Какие звуки на земле! Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слёзы, Когда румянится закат! Прими, Владычица вселенной, Сквозь кровь, сквозь муки, сквозь гроба — Последней страсти кубок пенный От недостойного раба! 1898 (2 июня 1919)
1843 — Александр ГЕРЦЕН записывает в дневнике: «А как взглянешь около себя… Бедный, бедный русский мужик. И что досаднее всего видеть — средство поправить его состояние по большей части под руками… Глядя на их жизнь, кажется чем-то чудовищно преступным жить в роскоши; обыкновенно мужик здешней полосы никогда не ест мяса, у него едва хватает хлеба: коли побогаче, ест капусту; он каждый день со своей семьей отыгрывается от голодной смерти… Мы дивимся гладиаторам, — а разве через век не будут дивиться нам, нашей свирепой жестокости, отсутствию человеколюбия в нас?» Анна АХМАТОВА * * * Я спросила у кукушки, Сколько лет я проживу... Сосен дрогнули верхушки. Желтый луч упал в траву. Но ни звука в чаще свежей... Я иду домой, И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. 1 июня 1919, Царское Село
«Очаровательные крутые и зелёные горы чередовались с полями, разбитыми на крошечные квадратики и так любовно и тщательно возделанными, что, право, не мешало бы нашим товарищам с их земельным вопросом покататься по Японии!» Сергей Прокофьев, дневник, 31 мая 1918 года. Анна АХМАТОВА ВТОРАЯ ГОДОВЩИНА (Простые рифмы) Нет, я не выплакала их. Они внутри скипелись сами. И всё проходит пред глазами Давно без них, всегда без них. . . . . . . . . . . . . . Без них меня томит и душит Обиды и разлуки боль. Проникла в кровь — трезвит и сушит Их всесжигающая соль. Но мнится мне: в сорок четвертом, И не в июня ль первый день, Как на шелку возникла стёртом Твоя «страдальческая тень». Ещё на всём печать лежала Великих бед, недавних гроз, — И я свой город увидала Сквозь радугу последних слёз. 31 мая 1946, Ленинград
Фёдор СОЛОГУБ * * * Поднимается дева по лесенке И поёт, соловьём заливается. Простодушный напев милой песенки С ароматом весенним свивается. Ах, весёлые, нежные песенки Сладко петь и на узенькой лесенке. Поднимается к тесной светёлочке, Веселей голубка сизокрылого. Там любимые книги на полочке, На столе фотография милого. Ах, уютно в непышной светёлочке, — Память милого, книги на полочке. Вот вошла, открывает окошечко И поёт, соловьём заливается. На плечо к ней вскарабкалась кошечка И к веселой хозяйке ласкается. Ах, весна улыбнулась в окошечко, Забавляет, мурлыкает кошечка. 29—30 мая 1920, Москва
1980 — Письмо Л. И. Брежневу. «Сердечно благодарю Центральный Комитет и советское правительство за высокую оценку моей литературной деятельности и столь же высокую награду. Ваш ШОЛОХОВ. 24 мая 1980 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения наградить Героя Социалистического Труда писателя Шолохова Михаила Александровича орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». В ознаменование трудовых заслуг Героя Социалистического Труда т. Шолохова М. А. соорудить бронзовый бюст на родине Героя». Решение о награждении было принято Политбюро ЦК КПСС 17 апреля 1980 г. (№ П 192/XII). Валерий БРЮСОВ ДЕМОН САМОУБИЙСТВА И кто, в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал наших искушений, Самоубийство и любовь! &nbs
...
Читать дальше »
1869 — Фридрих Вильгельм НИЦШЕ произносит вступительную университетскую речь: «О личности Гомера» (будет опубликована под заглавием «Гомер и классическая филология») и знакомится с Якобом БУРКХАРДТОМ. Речь начинается так… «В наше время о классической филологии нет единого и ясного общественного мнения. Это ощущается одинаково и в кругах вообще образованных людей, и среди представителей этой науки. Причина заключается в разношерстном характере филологии, в отсутствии логического единства, в неорганическом соединении разнородных научных деятельностей, связанных одним лишь именем, "филологии". Делать нечего, надо честно признать, что филология некоторым образом заимствована из разных наук и как волшебный эликсир сварена из самых чуждых друг другу соков, металлов и костей; кроме того, она скрывает в себе художественный и на эстетической и на этической почве императивный элемент, находящийся в опасном антагонизме с ее чисто научным направлением». Интрига второй части события прослеживается через Карла Левита: «Хотя Буркхардт в ослепляющем свете радикализма Ницше выглядит «ироническим существом» и в известной мере таковым и является, их все же связывает надысторический взгляд на то «непреходящее» и «вечное», что присутствует в движении времени». Марина ЦВЕТАЕВА * * * Солнцем жилки налиты — не кровью — На руке, коричневой уж
...
Читать дальше »
1994 — Александр СОЛЖЕНИЦЫН возвращается в Россию спустя двадцать лет после изгнания. Он прилетает самолётом на Дальний Восток, чтобы через путешествие поездом до Москвы увидеть, какие перемены произошли в России. О путешествии Солженицына телекомпания Би-Би-Си сняла фильм «Возвращение». Дорога писателя в Москву заняла 56 дней. Александр Солженицын сделал 17 остановок, и везде его встречали сотни и тысячи читателей, до которых доходили самиздатовские книги. Российское телевидение ничего подобного не снимало. Сначала ему вроде бы дали возможность появиться перед многомиллионной телеаудиторией в собственной передаче. Но новая власть была также не готова воспринимать в свой адрес конструктивную критику, как и прежняя. В сентябре 1995 года передача прекратила своё существование. По возвращении писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры «Крохотки», опубликованные Солженицыным в «Новом мире» (1995-97). «Дорогие соотечественники, все годы моего изгнания я напряженно следил за жизнью в нашей стране. Я знаю, что я приезжаю в Россию истерзанную, обескураженную, ошеломленную, изменившуюся до неузнаваемости, в метаниях ищущую саму себя и смысл собственный свой. Я надеюсь, во вст
...
Читать дальше »
|