Отчего простому читателю не интересна литературная критика? Потому что он боится нарушить в себе то расположение чувств, которое с таким трудом было воссоздано во время чтения. Потому что читатель научен ещё со школьной скамьи — критика не обладает даром впечатления. Она, скорее, исполняет роль патологоанатома, чем духовидца. Да и мёртвый автор ей дороже, что только подтверждает статический взгляд критики на существо текста. Она говорит лишь о сбывшемся. Причём это сбывшееся чётко зафиксировано в форме ментальных разборок эпох, направлений, групп и «постановочных кадров» цитат. О, с каким бы удовольствием читатель узнал бы, не за что любят (при благожелательной критике) того или иного автора, а как это происходит у критика… нет, у такого же читателя как и мы, пусть даже чуть более отягощённого сутью вещей… в подтверждении своих чувств и к их раскрытию. … Ночь сегодня выдала нам дрожанье век…
Иосиф БРОДСКИЙ * * * Тебе, когда мой голос отзвучит настолько, что ни отклика, ни эха, а в памяти — улыбку заключит затянутая воздухом прореха, и жизнь моя за скобки век, бровей навеки отодв
...
Читать дальше »
Всё тот же Ленинград. Всё та же тень Петра, от Пушкина до Петропавловки лишь тени. Ступент вниз, к каналу, голытьба миров…. Ребристая поверхность. Вы не поверите. Всё рябь миров оконченных без всякого ответа. Ответом Ленинград. Волна Невы. Была… ан, нету.
Павел АНТОКОЛЬСКИЙ ВСЁ КАК БЫЛО Ты сойдёшь с фонарём по скрипучим ступеням, Двери настежь — и прямо в ненастную тишь. Но с каким сожаленьем, с каким исступленьем Ты на этой земле напоследок гостишь! Всё как было. И снова к загадочным звёздам Жадно тычется глазом слепой звездочёт. Это значит, что мир окончательно создан, И пространство недвижно, и время течёт. Всё как было! Да только тебя уже нету. Ты не юн, не красив, не художник, не бог, Ненароком забрёл на чужую планету, Оскорбил её кашлем и скрипом сапог. Припади к ней губами, согрей, рассмотри хоть Этих мелких корней и травинок черты. Если даже она — твоя смертная прихоть, Всё равно она мать, понимаешь ли ты? Расскажи ей
...
Читать дальше »
София ПАРНОК * * * Я гляжу на ворох жёлтых листьев… Вот и вся тут, золота казна! На богатство глаз мой не завистлив, — богатей, кто не боится зла. Я последнюю игру играю, я не знаю, что во сне, что наяву, и в шестнадцатиаршинном рае на большом приволье я живу. Где ещё закат так безнадежен? Где ещё так упоителен закат?.. Я счастливей, брат мой зарубежный, я тебя счастливей, блудный брат! Я не верю, что за той межою вольный воздух, райское житьё: за морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё. 27 октября 1927
Александр БЛОК * * * По улицам метель метёт, Свивается, шатается. Мне кто-то руку подает И кто-то улыбается. Ведёт — и вижу: глубина, Гранитом тёмным сжатая. Течёт она, поёт она, Зовёт она, проклятая. Я подхожу и отхожу, И замер в смутном трепете: Вот только перейду межу — И буду в струйном лепете. И шепчет он — не отогнать (И воля уничтожена): «Пойми: уменьем умирать Душа облагорожена. Пойми, пойми, ты одинок, Как сладки тайны холода… Взгляни, взгляни в холодный ток, Где всё навеки молодо…» Бегу. Пусти, проклятый, прочь! Не мучь ты, не испытывай! Уйду я в поле, в снег и в ночь, Забьюсь под куст ракитовый! Там воля всех вольнее воль Не приневолит вольного, И болей всех больнее боль Вернёт с пути окольного! 26 октября 1907
К плохому привыкаешь быстрее, чем к хорошему. Вчерашнего дня слышал, как молодой человек весело, с комсомольским таким прирождённым огоньком в глазах, доказывал, что при советской власти было бесплатное образование, а теперь народ вымирает миллионами. В такие минуты стыдно и за себя, получившего то самое бесплатное образование в обмен на здравый смысл и безусловную приговорённость — навеки быть рабом таких вот мальчиков, поскольку от них… ну, как же отделаться? Эти мальчики вечно призывают нас к чему-то, что было хорошего в прошлом, что будет несказанного в будущем. Копошатся они и в моей голове. Мальчики — черви, мальчики — вороны, мальчики — мажоры. Значит, жрать и образовываться в нахаляву всегда хорошо!? Спасибо товарищу Сталину! Он-то старушек любил, не то, что сейчас пенсия. И руки так, чтоб в карманы. И мордочка сытая, умная.
Зинаида ГИППИУС ОСЕНЬЮ (сгон на революцию) На баррикады! На баррикады! Сгоняй из дальних, из ближних мест… Замкни облавкой, сгруди, как стадо, Кто удирает — тому арест. Строжайший отдан приказ народу, Такой, чтоб
...
Читать дальше »
Художник создаёт миры — кажется, что для всех. Потом оказывается, что для себя одного. А потом этот мир перестаёт казаться, словно после долгожданной исповеди он обретает жизнь. Исповеди законной и откровенной, данной нам самой природой — исповеди смертью.
Владислав ХОДАСЕВИЧ * * * На тускнеющие шпили, На верхи автомобилей, На железо старых стрех Налипает первый снег. Много раз я это видел, А потом возненавидел, Но сегодня тот же вид Новым чем-то веселит. Это сам я в год минувший, В Божьи бездны соскользнувший, Пересоздал навсегда Мир, державшийся года. И вот в этом мире новом, Напряженном и суровом, Нынче выпал первый снег... Не такой он, как у всех. 24 октября 1921
Однажды мы прогуливались с супругой по тихим улочкам одной из европейских столиц. День был воскресный, народу мало. Казалось, пыль веков и яркое осеннее солнышко вскорости усыпят меня навсегда. Зевота была такая дикая, что я в полной мере ощутил себя русским варваром на фешенебельном европейском досуге. Оставалось только выбрать плетёное кресло в каком-нибудь уличном кафе или забраться в музёйную рухлядь, которая чередовалась с кафе, и свернуться там калачиком перед обнажённой картиной столь же непомерно старинной, сколь и непомерно скучной. И вдруг из-за угла вышла небольшая группа молодёжи. Человек пять. А за ней ещё и ещё. Одеты они были во что-то яркое. Светило солнце. Небо отражалось в витринах и замысловатых окнах. В них же отражалась эта красочная процессия, словно истинный художник искал новые варианты действительности. Несколько человек запевали разудалую песню или что-то панковали словами, другие весело подхватывали не то припев, не то завершающий строфу речитатив. — Как хорошо, — воскликнула супруга. У нас (имелось в виду Россия) всякое выражение чувств обычно выплёскивается в какую-то дикость. А эти умеют просто веселиться. — Естественно, — выдавил я и снова зевнул. Мне тоже так показалось. Голоса солистов претендовали на стройность, мелодичность. А ярко
...
Читать дальше »
1830 — Александр ПУШКИН пишет стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый». При жизни Пушкина не печаталось.
Готовый век трунить над нашей томной музой, Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной, Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой. Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой, За ними чернозём, равнины скат отлогой, Над ними серых туч густая полоса. Где нивы светлые? где темные леса? Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора, Два только деревца. И то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено, И листья на другом, размокнув и желтея, Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея. И только. На дворе живой собаки нет. Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед. Без шапки он; несёт подмышкой гроб ребёнка И кличет издали ленивого попёнка, Чтоб тот отца позвал да церковь отворил. Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил. Что ж ты нахмурился? — Нельзя ли блажь оставить! И песенкою нас веселой позабавить? — ______________
...
Читать дальше »
…ты помнишь этот приступ лёгкой тротуарной воды? Она несётся сквозь окаменелый чертог дня, багровея и пенясь в лучах пробившегося сквозь тучи солнца. Кажется, что город вскрыл себе вены. Тебя потрясает такая мысль и собственная кровь холодеет. Пена, пена… ты произносишь это почти вслух, пытаясь воскресить в памяти жизнь. Может быть, поцелуй, отломившийся кусок хлеба, маму с папой? Как быстро память упирается в ничто, в глухую стену первозданного небытия. Тебе страшно. Ты одинок. Ты одинок в своём ужасе, который все бегут и который никто не хочет знать. Знаешь только ты — будущее.
Фёдор СОЛОГУБ
...
Читать дальше »
Осень прикладывает холодок… оттягивает. Всё, что замешалась в душевные силы мелкого, пыльного — каждый вечер изгоняется молчаливым чаепитием с грустным вареньем. Остаётся бессилие… но какое радостное и лёгкое! Как хорошо ни о чём не ведать и никуда более не спешить. Все картины кончены, все книги написаны, и автор их позабыт навсегда. Мир прекрасен без сожаления. Марина ЦВЕТАЕВА * * * Когда гляжу на летящие листья, Слетающие на булыжный торец, Сметаемые — как художника кистью, Картину кончающего наконец, Я думаю (уж никому не по нраву Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид), Что явственно желтый, решительно ржавый Один такой лист на вершине — забыт. 20 октября 1936
|