« 1 2 3 4 5 6 7 ... 13 14 »
«Сегодня день тусклый и полный каких-то мелких огорчений, серостей. Просто удивительно, как это бывает последовательно, до жути. Милая, милая, приезжай поскорее, господь с тобой». Александр Блок, 1913, дневник. Белла АХМАДУЛИНА РЕВНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА. 9 МАРТА Борису Мессереру Объятье — вот занятье и досуг. В семь дней иссякла маленькая вечность. Изгиб дороги — и разъятье рук. Какая глушь вокруг, какая млечность. Здесь поворот — но здесь не разглядеть от Паршина к Тарусе поворота. Стоит в глазах и простоит весь день все-белизны сплошная поволока. Даль — в белых нетях, близь — не глубока, она — белка, а не зрачка виденье. Что за Окою — тайна, и Ока — лишь знание о ней иль заблужденье. Вплотную к зренью поднесён простор, нет, привнесён, нет втиснут вглубь, под веки, и там стеснён, как непомерный сон, смелее яви преуспевший в цвете. Вход в этот цвет лишь ощупи отверст. Не рыщу я сокрытого порога. Какого рода белое окрест, если оно белее, чем природа? В открытье — грех заглядывать уму, пусть ум поможет продвигаться телу и встречный стопор взору моему
...
Читать дальше »
1812 — публикуются первые две главы поэмы Джорджа БАЙРОНА « Паломничество Чайльд Гарольда». «Я проснулся однажды утром и обнаружил, что знаменит», — напишет поэт, романтик восставших «народов», невысокий и хромой лорд, излучающий потоки эксцентричной энергии и обожаемый женщинами всех времён. Анна АХМАТОВА МАЯКОВСКИЙ В 1913 ГОДУ Я тебя в твоей не знала славе, Помню только бурный твой расцвет, Но, быть может, я сегодня вправе Вспомнить день тех отдаленных лет. Как в стихах твоих крепчали звуки, Новые роились голоса… Не ленились молодые руки, Грозные ты возводил леса. Всё, чего касался ты, казалось Не таким, как было до тех пор, То, что разрушал ты, — разрушалось, В каждом слове бился приговор. Одинок и часто недоволен, С нетерпеньем торопил судьбу, Знал, что скоро выйдешь весел, волен На свою великую борьбу. И уже отзывный гул прилива Слышался, когда ты нам читал, Дождь косил свои глаза гневливо, С городом ты в буйный спор вступал. И ещё не слышанное имя Молнией влетело в душный зал, Чтобы ныне, всей страной хранимо, Зазвучать, как боевой сигнал. 3-10 марта 1940 P.S. за 2006 год Прошу дать мне возможность
...
Читать дальше »
Осип МАНДЕЛЬШТАМ * * * Я скажу это начерно, шопотом Потому что ещё не пора: Достигается потом и опытом Безотчётного неба игра. И под временным небом чистилища Забываем мы часто о том, Что счастливое небохранилище — Раздвижной и прижизненный дом. 9 марта 1937
Есть не мало версий по истории праздника 8 МАРТА: то ли забастовка фабричных работниц (Нью-Йорк, Германия) за увеличение зарплаты и улучшения условий труда, то ли Клара ЦЕТКИН выступила с предложением на Международной конференции женщин в том же 1910 году — но большинство разумных мужчин склоняются в этот день к единственно верному правилу: не надо делать резких движений против ветра… а ветер, как известно, и погоду в нашем доме делают женщины. С 8 МАРТА Вас, дорогие читательницы! Моё же сугубо частное мнение гласит: что кто-нибудь из мужчин обязательно должен помочь правильно инициировать этот день. Вот ведь французы, например, до сих пор пляшут и танцуют после взятия Бастилии, отмечая свой день «независимости». Ведь сколько адреналина было выплеснуто в атмосферу, что до сих пор в положенный день и час он нисходит на французов благостным упоением. А у нас День Конституции — тоже к примеру — празднуется как день российской бюрократии: скучно и без огонька. А поскольку центр празднования 8 МАРТА находится в России, то на плечи наших мужчин ложится немалая ответственность: не потерять ещё один выходной день в году, пусть всякий раз достающийся по дорогой цене (цветы, тили-тили, помывка посуды). Всё равно лучше сидеть дома за праздничным столом, чем пить на работе. Да
...
Читать дальше »
Утро… рассеяно… вместо сахара насыпал в чашку молотого кофе. Шёл по улице, задыхаясь от воздуха. Когда глянул на часы (тринадцать часов тридцать три минуты), из туннеля рассерженной фурией, с пронзительным гудком и ужас растирающий в пыль скрежетом грянул поезд метро. Фах… ещё гудок, тормоз, напряжённое пережидание, остановка. Мелькнувший в кабине машинист, сидящий в форме манекена, едва ли заметен. Он не только машинист, он ещё и эмоция, импульс, что в одиночку выводит из небытия трансформер не примечаемых до времени, но в том же порядке исчисляемых обстоятельств. Он во главе потока, по стечению которого горожане совершают свои маленькие безвкусные делишки. В его профессии есть таинство — взгляд на вещи, не свойственный обычным людям. У него иная психология, выражаемая в каком-нибудь смехоподобном сленге, типа «прикольно». Или так… Например, как у хирургов, которые, столпившись в изголовье готового к операции больного в стерильном амплуа, подняв дрессированный скальпель, произносят заклинание: «Ну что, господа, займёмся расчленёнкой?» За отсутствием мимики (белая повязка на лице) шутка кажется зловещей… но в их сознании — это вовсе не шутка, это инструмент в руках мастера. Эмоциональный жест пианиста, который, прежде чем взять в руки рояль, обмирает над клавишами, его губы едва раскрываются для выдоха: «фах». Нет, здесь должно быть что-то более мягкое, нарицательное и в то же время неизмеримо своё, непонятное тем, кто живёт наверху. Странно, что мы ничего не знаем об
...
Читать дальше »
Сегодняшний день отличается изяществом сатиры. Шутят даже те, кто никогда сам шуток не воспринимал и кто собственным чувством юмора крайне озабочен.
По дороге в кафе (во время обеденного перерыва) с моим другом художником представляли (чисто теоретически), как если бы перед Набоковым встала задача высказаться в виду сатиры Маяковского… Он непременно избрал бы форму энциклопедического «брандмауэра», когда в лёгкой лекционной форме излагается история с древних времён по век нынешний, ни в коем разе не упоминая при этом самого Маяковского. Тем великий имитатор и ограничился бы.
Владимир НАБОКОВ
ОКНО
При луне, когда косую крышу лижет металлический пожар, из окна случайного я слышу сладкий и пронзительный удар музыки, и чувствую, как холод счастия мне душу обдает, кем-то ослепительно расколот лунный мрак, и медленно в полёт собираюсь, вынимая руки из карманов, трепещу, лечу, но в окне мгновенно гаснут звуки, и меня спокойно по плечу хлопает прохожий: «Вы забыли, — говорит, — летать запрещено». И, застыв, в венце из лунной пыли, я гляжу на смолкшее окно.
6 марта 1924, Берлин
«Давай закурим, товарищ, по одной…» — эту популярнейшую в народе строчку многие уже пишут даже без кавычек. Ни у кого не вызывает сомнения, кто автор (Илья Львович Френкель) — а произведённое искусство всё равно, как говорится, принадлежит народу… Короче, за этим днём числится завоз табака в Европу. Хотя это и не совсем так. И Френкель вроде бы тут совсем не причём, хотя и умер этот великий поэт всеми забытый где-то в марте 1994 года. Теперь и дату уточнить не у кого. Зато разыскалось письмецо семилетнего Илюши, написанного им Максиму ГОРЬКОМУ в 1910 году: «Дорогой Максим ГОРЬКИЙ, все писатели русские умерли, только ты остался. Напиши мне сказку и пришли мне. Твой Илюша». И пришёл Горький такой ответ: «Дорогой мой Илюша! Да, ТОЛСТОЙ — человек — умер, но великий писатель — жив, он — навсегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой — бессмертен, он — с тобой и вот — дарит тебе часы наслаждения его искусством. А ещё, Илюша, есть превосходнейший писатель Владимир Короленко, и я советую тебе: попроси папу, пусть он прочитает вслух для тебя маленький рассказ Короленко «Старый звонарь». Благодарю тебя за письмо, посылаю тебе сказку («Утро» — прим.), как ты просил, и несколько открыто
...
Читать дальше »
4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года умирает Николай ГОГОЛЬ. Сразу же, как только было получено известие, Некрасов пишет следующее стихотворение…
Николай Некрасов
Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят…
Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Её страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, —
И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут,
...
Читать дальше »
1874 — письмо для Джулин и Этель Арнольд «Какие вы нехорошие девочки! Во всей истории, даже если мы обратимся ко временам Нерона и Гелиогабала, вряд ли найдётся ещё один пример детей, которые были бы такими бессердечными и так же забывали возвращать взятые книжки. В этом я совершенно уверен, потому что ни Нерон, ни Гелиогабал никогда не брали в руки ни одной книжки. В этом я также совершенно уверен, ибо в те дни книжек ещё не печатали. Преданный вам Ч.Л.Д. » (Льюис Кэрролл) [3 марта] (перевод с английского Ю.А. Данилова) Юрий Лермонтов ВЕТКА ПАЛЕСТИНЫ Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела? Каких холмов, какой долины Ты украшением была? У вод ли чистых Иордана Востока луч тебя ласкал, Ночной ли ветр в горах Ливана Тебя сердито колыхал? Молитву ль тихую читали, Иль пели песни старины, Когда листы твои сплетали Солима бедные сыны? И пальма та жива ль поныне? Всё так же ль манит в летний зной Она прохожего в пустыне Широколиственной главой? Или в разлуке б
...
Читать дальше »
1918 — Иван БУНИН, «ОКАЯННЫЕ ДНИ», 2 марта. «Развратник, пьяница Распутин, злой гений России». Конечно, хорош был мужичок. Ну, а вы-то, не вылезавшие из «Медведей» и «Бродячих Собак»? Новая литературная низость, ниже которой падать, кажется, уже некуда: открылась в гнуснейшем кабаке какая-то «Музыкальная табакерка» — сидят спекулянты, шулера, публичные девки и лопают пирожки по сто целковых штука, пьют ханжу из чайников, а поэты и беллетристы (Алёшка Толстой, Брюсов и так далее) читают им свои и чужие произведения, выбирая наиболее похабные. Брюсов, говорят, читал «Гавриилиаду», произнося всё, что заменено многоточиями, полностью. Алёшка осмелился предложить читать и мне, — большой гонорар, говорит, дадим. «Вон из Москвы!» А жалко. Днём она теперь удивительно мерзка. Погода мокрая, всё мокро, грязно, на тротуарах и на мостовой ямы, ухабистый лёд, про толпу же и говорить нечего. А вечером, ночью пусто, небо от редких фонарей чернеет тускло, угрюмо. Но вот тихий переулок, совсем тёмный, идёшь — и вдруг видишь открытые ворота, за ними, в глубине двора, прекрасный силуэт старинного дома, мягко темнеющий на ночном небе, которое тут совсем другое, чем над улицей, а перед домом столетнее дерево, черный узор его громадного раскидистого шатра… Читал новый рассказ Тренева («Батраки»). Отвратительно. Что-то, как всегда теперь, насквозь лживое, претенциозное, рассказывающее о самых страш
...
Читать дальше »
|