По старому стилю сегодня 8 сентябряКак и в день весеннего равноденствия, обновлялся в избах огонь — старый гасили, а новый разжигали. Сегодня начиналась луковая неделя. Рано утром женщины выходили к берегу какого-либо водоёма, реки… встретить матушку Осенину хлебом овсяным и киселем. Говорили так: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» Пасекин день. Пасечники утепляют на зиму ульи. Кто держал овец, стригли их второй раз. Заканчивается бабье лето. В этот день ходили в гости к новобрачным, чтобы «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму». А молодым полагалось обо всем перед гостями отчитаться. Или приглашали молодых к родителям (тестю и тёще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между семьями сватов и между невесткой и родителями мужа. Если погода была хорошая, то и вся осень обещалась быть такой же. В этот день ужи сушатся на дорогах, и потому ходить опасно. Всякому лету аминь. Если погода хорошая ― осень будет хорошая. Бабье лето тишь вспугнуло. Оспожинки ― это, по существу, праздник урожая: оспожинки справляют иногда в течение целой недели, чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Внуки нередко остаются у бабушки с дедушкой на нес
...
Читать дальше »
В 1902 в газете «Тифлисский листок» впервые опубликовано стихотворение Н. С. Гумилёва «Я в лес бежал из городов...». Я в лес бежал из городов, В пустыню от людей бежал… Теперь молиться я готов, Рыдать, как прежде не рыдал.
Вот я один с самим собой… Пора, пора мне отдохнуть: Свет беспощадный, свет слепой Мой выпил мозг, мне выжег грудь.
Я грешник страшный, я злодей: Мне Бог бороться силы дал, Любил я правду и людей; Но растоптал я идеал…
Я мог бороться, но как раб, Позорно струсив, отступил И, говоря: «Увы, я слаб!» — Свои стремленья задавил…
Я грешник страшный, я злодей… Прости, Господь, прости меня. Душе измученной моей Прости, раскаянье ценя!..
Есть люди с пламенной душой, Есть люди с жаждою добра, Ты им вручи свой стяг святой, Их манит и влечет борьба. Меня ж прости!..»
1708 ― Антиох Дмитриевич Кантемир (— 11.4.1744), поэт-сатирик, сын молдавского господаря, советника Петра I князя Дмитрия Константиновича Кантемира. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). Однажды, когда 13-летний Антиох крутился перед зеркалом, любуясь на новенький зелёный Преображенский мундир, дверь внезапно распахнулась и перепуганный камердинер закричал князю Дмитрию: «Царь!» Вошёл Петр I. На нём был такой же, как у мальчика, мундир. ― Ну, здравствуй, князь Дмитрий! Никак это сын твой? — спросил царь, глядя на Антиоха. ― Сын, государь. ― Стало быть, тут живёт мой однополчанин. А отчего же ты не в полку? — спросил Пётр у мальчика. ― В домашнем отпуску по малолетству, ваше величество. ― Отпуск недорослям даётся для постижения наук, а в них горазд ли ты? ― Обучен языкам немецкому, латинскому, греческому, молдавскому, русскому, шведскому. А также математике, географии, истории. ― Ну что же, — проговорил царь — шёл к тебе, князь, уповая, что найду в тебе человека разумного и к советам способного, а обрёл двух. Подросток стал дипломатом, академиком, основоположником русской светской поэзии. Он служил трём монархам: Петру I, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, и «все оказывали к нему равные знаки с
...
Читать дальше »
|