20 сентября родился Нестор Васильевич Кукольник

1809Нестор Васильевич Кукольник (― 20.12.1868), писатель, драматург, поэт.

Об этой незаурядной личности во всех словарях вы найдёте следующую формулировку: представитель «ложно-величавного» романтизма. Первоисточником такой оценки стал господин И.И. Панаев, отозвавшийся в своё время весьма язвительно о ряде лирических стихотворений Кукольника, в которых автор скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора). Пушкин считал его драматические произведения бездарными, Белинский признавал значение только его рассказов. Поскольку наше понимание обязано исключительно текстам прошлого, как того требует традиция постмодернизма ― иное мнение нам просто недоступно.

Родился в Петербурге в семье профессора, приглашённого в Россию. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко (в том же году его отец покончил жизнь самоубийством). Окончил гимназию в 1829 году. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года. В гимназии пробовал заниматься литературной деятельностью. Устраивал спектакли и литературные чтения, редактировал гимназический журнал «Звезда»; в «Недоросле» сыграл Митрофана, а Николай Гоголь (однокашник) играл Простакова. На репетиции оба подрались, когда Гог ... Читать дальше »
20.09.2011 / karevskiy / 506
Подробнее

20 сентября: трёхчастное письмо Даниила Хармса

1933Даниил Хармс пишет письмо К.В. Пугачевой из Петербурга:

«Дорогая Клавдия Васильевна,
оказалось не так просто написать Вам обещанное письмо. Ну в чём я разоблачу себя? И откуда взять мне обещанное красноречие? Поэтому я просто отказываюсь от обещанного письма и пишу Вам просто письмо от всей души и по доброй воле. Пусть первая часть письма будет нежной, вторая ― игривой, а третья ― деловой. Может быть, некоторая доля обещанного и войдёт в это произведение, но, во всяком случае, я специально заботиться об этом не буду. Единственное, что я выполню точно, это опущу письмо в почтовую кружку 21-го сентября 1933 года.

Часть I (нежная)

Милая Клавдия Васильевна, эта часть письма должна быть нежной. Это и нетрудно сделать, ибо поистине моё отношение к Вам достигло нежности просто удивительной. Достаточно мне написать всё, что взбредёт в голову, но думая только о Вас (а это тоже не требует усилий, ибо думаю я о Вас всё время), и письмо само собой получится нежнейшее.

Не знаю сам, как это вышло, но только в один прекрасный день получилось вдруг, что Вы ― это уже не Вы, но не то чтобы Вы стали частью меня, или я ― частью Вас, или мы оба ― частью того, что раньше было частью меня самого, если бы я не был сам той частицей, которая в свою очередь была частью... Простите, мысль довольно сложная, и оказалось, что я в ней запутался.

В общем, Клавдия Васильевна, поверьте мне только в одном, что никогда не име ... Читать дальше »
20.09.2011 / karevskiy / 562
Подробнее

20 сентября: Созонт, Лука.

по старому стилю сегодня 7 сентября

Повсеместно начинается уборка лука. Много одежки на луковицах ― быть зиме холодной. Осенины ― вторая встреча осени. Осенины прошли ― прощайся с теплом. (чаще языческие «Осенины» приурочены к Малой Пречистой — Рождеству Богородицы (21 сентября).

Начинается торговля репчатым луком, играющим некогда важную роль в рационе питания русского народа. Недаром сегодня Даниил Хармс в 1933 году определяет по цене лука дороговизну самой жизни.

Торговля луком не считается прибыльной: «Луком торговать ― луковым плетнём (мочалом) и подпоясываться».

Крестьяне луку приписывают целебную силу: «Лук да баня ― всё правят». «Лук с чесноком родные братья». «В вашем краю, словно в раю, ― луку да рябины не приешь и половины».

Есть поверье, по которому крестьянин устанавливает за луковыми грядками особый присмотр: если испечь хоть одну луковицу раньше, чем весь лук будет собран с огорода, то и весь лук посохнет.
20.09.2011 / karevskiy / 507
Подробнее

20 сентября: на фоне Пушкина

1826 (8-го сентября по старому стилю) — этот день в пушкинской биографии значит не меньше, чем день окончания Лицея или, скажем, день свадьбы с Натали. Тут вам и «царь ― цензор» и  «где ты был 14 декабря 1825 года?» ― «…стал бы в ряды мятежников». Ранним утром бричка в сопровождении фельдъегеря императора, посланного в усадьбу Михайловское за поэтом Александром Пушкиным, проезжает обратной дорогой московскую заставу. Слышите, как дребезжат колёса, и лёгкая повозка без рессор начинает подпрыгивать на каменной мостовой. В большом кабинете Кремлевского дворца самодержец примет поэта наедине. Их беседа продлится два часа. Об этой встрече в тот же день Николай I скажет: «Я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».

Вся тонкость и условность этого события заключается в том, что Фельдъегерский Императорский корпус, кроме доставки государственной корреспонденции, производил аресты и доставлял осуждённых к месту отбывания наказания. Испугался ли Александр Пушкин появления у своих дверей «пса государева», как тогда окликали фельдъегеря? В письме к своей сестре он впоследствии дипломатично заметит, что ему была «оказана честь».

«Грубиян! Закричал он: «Где фельдъегерь? Позвать фельдъегеря! Препроводить его, говорит, с фельдъегерем на место жительства». А фельдъегерь уже там, понимаете, и стоит: трехаршинный мужчина какой-нибудь, ручища у него, понимаете, уж такой натурой устроена для ямщиков, дантист эдакой. Вот его раба Бо ... Читать дальше »
20.09.2011 / karevskiy / 458
Подробнее
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть