12:59 20 сентября родился Нестор Васильевич Кукольник | |
1809 ― Нестор Васильевич Кукольник (― 20.12.1868), писатель, драматург, поэт. Об этой незаурядной личности во всех словарях вы найдёте следующую формулировку: представитель «ложно-величавного» романтизма. Первоисточником такой оценки стал господин И.И. Панаев, отозвавшийся в своё время весьма язвительно о ряде лирических стихотворений Кукольника, в которых автор скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора). Пушкин считал его драматические произведения бездарными, Белинский признавал значение только его рассказов. Поскольку наше понимание обязано исключительно текстам прошлого, как того требует традиция постмодернизма ― иное мнение нам просто недоступно. Родился в Петербурге в семье профессора, приглашённого в Россию. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко (в том же году его отец покончил жизнь самоубийством). Окончил гимназию в 1829 году. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года. В гимназии пробовал заниматься литературной деятельностью. Устраивал спектакли и литературные чтения, редактировал гимназический журнал «Звезда»; в «Недоросле» сыграл Митрофана, а Николай Гоголь (однокашник) играл Простакова. На репетиции оба подрались, когда Гоголь стал покатываться со смеху, отождествив героя и артиста в своём изощрённом воображении. Тем не менее, в отличие от Гоголя Митрованушка-Кукольник знал к тому времени уже четыре языка. Первые литературные опыты не сохранились (изъяты следственной комиссией). Впоследствии служил учителем русского языка в виленской гимназии, где и издал в 1830 году на польском языке практический курс русской грамматики. Затем возвратился в 1831 году в Петербург. Служит в министерстве финансов и военном министерстве. Его драмы «Торквато Тассо» (М., 1833) и «Джакобо Санназар» (СПб., 1834; 2-е издание 1860) начали пользоваться успехом у публики, а пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: «Рука Всевышнего отечество спасла» (СПб., 1834), сделала имя автора широко известным. Отрицательная рецензия на пьесу в «Московском телеграфе» либерала Н.А. Полевого привела к Высочайшему закрытию журнала ― одну из эпиграмм того времени Кукольник патологически приписывал Пушкину: «Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила»). Чем же занимательно творчество Н.В. Кукольника? С 1938 года Кукольник издает ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Он начинатель целого ряда литературных направлений ― от приключенческого романа до драмы в стихах. Первым находит и вводит в литературный обиход приемы и мотивы, которые найдут отражение в творчестве А.К. Толстого, Л.А. Мея, М.И. Цветаевой. На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, Монюшко. Но всё это стечёт мимолётными водами по реке времени в необратимое прошлое. Всё это найдёт развитие у иных писателей: от Дюма до Мережковского. «Он разочарован двором. Не знаю, искал ли он милостей, или просто хотел прикрыться его щитом. Как бы то ни было, а положение его незавидное. Каждое произведение своё он должен представлять на рассмотрение Бенкендорфа. С другой стороны, он своими глупыми патриотическими фарсами, особенно «Скопин-Шуйским», вооружил против себя людей свободомыслящих и лишился их доверия» (А.В. Никитенко). Во второй половине 30-х годов становится главным сотрудником первого в России коммерческого многотиражного журнала «Библиотека для чтения». В конце 1830-х гг. (с 1836 по 1838 год) Кукольник уже самостоятельно издает некую «Художественную газету», в которой публикует в основном собственные статьи о музыке, живописи, ваянии, архитектуре, театре, гравировальном и медальерном искусстве, резьбе по дереву и т. д. «Однажды у Плетнева зашла речь о последнем; я был тут же. Пушкин, по обыкновению грызя ногти или яблоко — не помню — сказал: «А что, ведь у Кукольника есть хорошие стихи? Говорят, что у него есть и мысли?» Это было сказано тоном двойного аристократа: аристократа природы и положения в свете» (из дневника поэта А. В. Никитенко). Нестор Кукольник: «Пушкин умер… он был злейший мой враг: сколько обид, сколько незаслуженных оскорблений он мне нанёс, и за что? Я никогда не подал ему ни малейшего повода. Я, напротив, избегал его, как избегал вообще аристократии; а он непрестанно меня преследовал. Я всегда почитал в нём высокое дарование, поэтический гений, хотя находил его учёность слишком поверхностною, аристократическою, но в сию минуту забываю всё...» «Кто прочёл одну драму г. Кукольника, — говорил Белинский, — тот знает все его драмы: так одинаковы их пружины и приёмы». С 1840 по 1845 годы Кукольник издал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. В этот же период вышли его «Сказка за сказкой» и «Картины русской живописи». Время до 1848 года стало расцветом славы Кукольника. Хотя критика никогда не оставляла Кукольника без ехидных замечаний, усматривая в его формах самовыражения не умение избежать риторического пафоса, иной раз доходящего до самопародии (вспомним Митрофанушку, над которым ухохатывался Гоголь). Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, имея в виду сложенную им самим триаду в литературе, живописи и музыке ― себя самого, Брюллова и Глинку, с которыми был близок. Он активно участвует в судьбе писателей и поэтов: Т. Г. Шевченко, М. Е. Салтыкова-Щедрина и И. С. Никитина. Правда, по заключению Кукольника для военного министра Чернышёва, решившему ознакомится с творчеством подчинённого, и не благоприятному для Салтыкова, последний был переведён по службе в Вятку. В 1850-х годах популярность Кукольника пошла на убыль; не поддержало её и предпринятое им издание собрания сочинений. В 1857 году он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Его силы также нашли применение в общественной деятельности. Так, по обоснованию Кукольника, начинается выпуск городских газет, строится в Таганрог железная дорога. Кукольник ратует за открытие университета, который откроют, но в Новороссийске. Множество общественных инициатив Кукольника вызывало недовольство местной знати. Что, собственно, он и не преминул высмеять в своей последней драме «Гоф-юниер», запрещённой по указанию Александра II. Умер в декабре 1868 года, собираясь в театр. По одной из версий ― отравлен. Похоронен в Таганроге. Как-то раз, приехав в Севастополь, он (Кукольник) нанёс визит градоначальнику. Тот, услышав фамилию и не зная, кто перед ним, раздраженно ответил: — Ну хорошо, хорошо. Обратитесь в полицию, и вам отведут место на площади. Увидев удивление на лице посетителя, градоначальник добавил: «Мне, батюшка, нет времени возиться со всякими фокусниками, кукольниками. А уж когда устроите на площади свой балаган, я как-нибудь зайду взглянуть на ваших кукол». портрет работы Карла Брюллова http://www.rulex.ru/01110971.htm (биография) http://kukolnik.ouc.ru/ (биографический очерк) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 540 | |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!