07:38 24 сентября родился Фрэнсис Скотт Фицджеральд | |
![]() Наш отечественный хулиган Сергей Есенин в сравнении с американцем Френсис Скотт Фицджеральдом ― это скромный, благовоспитанный комсомолец, рефлексивный социопат, неожиданно для себя самого вспоминающий о русском боге и царапавший на стенах церкви нецензурные вирши, но не по зову прелести, а по мужественному убеждению. Прямой противоположностью был Френсис. Если он что-то и делал, никогда не делал со смыслом или исподтишка. Да и страна была, естественно, другая ― жадно поглощавшая со всего мира, причмокивая и икая, самые сливки (но, скорее, пену) начавшихся социальных, культурных, сексуальных и прочих революционных потрясений, накативших гурьбой век ХХ. Америка начала 20-х была не менее умна, чем начала 21-го ― она практически ничего не производила сама, а только потребляла. Если Америка что-то и подарила миру: кока-коллу, джаз, рок-н-рол и советских диссидентов, то только потому, что на это был открытый спрос, и биржевые торги обещали первоклассный куш. Именно это обеспечило ей незыблемое первое место в общем и целом цивилизации потребителей. Простите, всё-таки нечто в Америке непременно родилось: современниками Фицджеральда были Драйзер и Фолкнер, Форест и Хемингуэй, Сэндберг и Т. Вульф ― это фармацевтическая часть мировой культуры. Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в католической ирландской семье. Отец ― неудачный бизнесмен. Мать ― урождённая Макквиллан, чьи родственники напротив успешно занимаются бакалеей и помогают средствами к существованию, а также балующая своего сына и потакающая ему во всём. Имя Фрэнсис получил в честь двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Френсиса Скотта Ки (1779—1843). И как обычно нечто символическое отыгрывается в прямом и переносном смысле. Гимн новейшей истории споёт человечеству его правнук. «Пришло поколение, для которого все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера подорвана, остались только страх перед бедностью и поклонение успеху». Господи, сколько наивного в этой фразе, и с каким упоением тиражируют её многочисленные биографы ― эту американскую пошлость ― из года в год, от издания к изданию. Хочется спросить: неужели Фицджеральд так ничего и не написал, кроме натянутых на юные и неокрепшие мозги афоризмы, словно дамский чулок на голову юнца-грабителя? Один из русских поэтов как-то сказал, что у жизни нужно красть (отнимать) всё, что той не принадлежит, имея ввиду область духовную. Фрэнсис «крал» именно то, что принадлежало лишь самой жизни: деньги, пошлость, славу, разгул. Семья Фицджеральдов не бедствовала. С 1908 по 1910 мальчик учится в Академии Сан Пауло; с 1911 по 1913 год обучается в Newman School, где во время учёбы Фицджеральд посвящает много времени самостоятельным занятиям; 1913 —1917 — в Принстонском университете. Все эти «прикольные» учебные заведения оплачивают Макквилланы, которые не упускают случая указать, кому он обязан. Фрэнсис мечтает только об одном: вырваться из-под этой унизительной опеки. Он с упоением любящего сына презирает отца и ненавидит и принимает как должное любовь матери. Уже в Принстоне юный Фицджеральд пытается поскорее занять своё место под американским солнцем, пробуя силы то в университетской футбольной команде, то в написании рассказов и пьес, которые приносят ему мимолётную, но славу победителя в университетских конкурсах. В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, неожиданно покидает престижный универ и отправляется на Первую мировую войну добровольцем. Причём семья узнаёт об этом последней. Лучше умереть, как герой, чем… Существует версия, что Фрэнсис испугался экзаменов, которые наверняка не сдал бы. Его неуспеваемость уже привела к тому, что школьный театр для него закрыт, а ведь он мог бы стать и известным актёром. Но как мы убедимся в дальнейшем, если Фрэнсис чего-то искренне хочет, он непременно этого добивается. Значит, дело не в отметках за учёбу. Просто, он хочет всего и сразу. ![]() Каким-то образом Френсис добивается помолвки, но не видать ему дня свадьбы, если не выполнит одно условие: станет несказанно богат. Девушка оказалась с претензией, да и сам Фрэнсис уже не видит себя иначе, чем на вершине славы. Написанный ещё в Принстоне неказистый роман «Романтический эгоист» был самозабвенно переписан и отправлен в издательство с новым названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise). А через неделю уже состоялась свадьба, поскольку книга моментально стала бестселлером. Сегодня трудно представить, что послужило истинной причиной для такого принятия книги заурядной американской публикой. Что такое совпало в головах взбалмошных американцев 26 марта 1920 года, что никому неизвестный Фрэнсис проснулся в одночасье знаменитым писателем и богатым разгильдяем. После выхода «По эту сторону рая», газетчики взяли молодую чету в осаду. А Фрэнсис и Зельда только радовались и потешались, сами предложили себя на роль героев светской хроники. Наступила «эпоха джаза», когда за «Первой мировой войной» рухнули и все нормы морали. Разделы светской хроники стали, по сути, хроникой их семейной жизни: «Сегодня ночью мистер Фицджеральд с супругой предприняли необычную экскурсию по Манхэттену. Поймав такси на углу Бродвея и 42-й улицы, они сели в салон на заднее сиденье. Но уже в районе Пятой авеню им показалось, что так ехать неудобно, и, потребовав у водителя остановиться, они изменили свое положение: мистер Фицджеральд забрался на крышу машины, а миссис Фицджеральд ― на её капот. После чего приказали ехать дальше…» «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов». ![]() При этом остаётся безусловная тайна творчества. Вот как трактует её литературный критик… «Писатель необычайного тонкого склада, он хронологически открыл новую эпоху в развитии отечественной литературы, первым заговорив от лица поколения, вступавшего в жизнь после глобальной катастрофы первой мировой войны, запечатлев в глубоко поэтичных, исполненных в то же время большой выразительности образах не только его мечты и разочарования, но и неизбежность краха идеалов, далёких от подлинных гуманистических ценностей». Откуда у вечно пьяного Фицджеральда остаётся время для письменного стола? Причём пьяным он не мог работать, по его собственному признанию, чисто физически. Его произведения постоянно печатают в престижных журналах и газетах, а светская хроника называет его принцем, а Зельду принцессой бомонда. Они купались в фонтанах, раздевались догола в театре, бросались вниз головой с лестницы ― и всё делалось весело, с непременными скандалами, приступами ревности на почве алкоголизма обоих. За первой книгой в 1922 году выходит второй роман «Прекрасные, но обречённые» (The Beautiful and Damned). Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age). В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу. Живя в Париже, знакомится с Э. Хемингуэем. В Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) — который на «ура» принимается критикой за шедевр, но публика впервые не слишком торопиться раскупать новую книгу. В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men). Фицджеральд перманентно трудится ради денег. Он самый высокооплачиваемый писатель. А его жена потихоньку сходит с ума. И вот что удивительно, этот яростный циник и ниспровергатель былых ценностей, оказывается исключительным мужем для своей уже беспомощной Зельды. У Фицджеральда немало заманчивых предложений от обеспеченных женщин, чтобы начать новую жизнь. Но он предпочитает таскаться со своей женой по всем сумасшедшим домам мира, наивно полагаясь на её скорое выздоровление. В 1934 году он написал роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический, в котором описывает свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. В 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде. В октябре 1939 года Фицджеральд приступает к созданию романа о жизни Голливуда — «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остаётся незаконченным. В 1950 году Э. Хемингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду. Кроме его друга Хемингуэя, о Фицджеральде никто не писал с такой заботой и нежностью. Иные занимаются тем, что просто перебирают странности тамошнего рассудка. Ничто не может объяснить Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, кроме его собственных книг, написанных то ли в угаре словоблудия, то ли для будущих размышлений, когда ни деньги, ни его слава уже не будут кого-либо отвлекать от главного в творчестве. ![]() *** дополнительные материалы: http://lib.rus.ec/a/20669 (биография) http://www.peoples.ru/love/fitzgerald/ (биография) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 1301 | |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!