Главная » Литературный Ежедневник » 2011 » Сентябрь » 23 » 23 сентября: день осеннего Равноденствия
14:13
23 сентября: день осеннего Равноденствия
2011 ― в 13.05 по московскому времени (2006 — в 7 часов 3 минуты по московскому времени; в 2005 году это случилось в 02 часа 23 минуты) великое и ужасное, таинственное и чудесное Солнце (в который уж раз!) пересечёт небесный экватор и перейдёт из северного полушария небесной сферы в южное. Момент осеннего равноденствия знаменует наступление астрономической осени в северном полушарии, а в южном, соответственно, наступление весны. Продолжительность дня и ночи (слева-справа!) одинакова и равна 12 часам. Лишь из-за так называемой «рефракции», которая как бы «приподнимает» Солнце над горизонтом, световой день длится несколько дольше.

Казалось бы, причём здесь «история и природа текстов», на которые как бы претендует «Литературный ежедневник», приподнимаясь, вытягивая свои ежедневные пропорции над суетой? Но поскольку всякий Литератор мнит себя, если не творцом собственной вселенной, то хотя бы её контуром, неплохая идея написать статью под названием «Рефракция поэтического творчества»… или «Фотон душевного подъёма». Представляете, как можно было бы изогнуться в преломлении стихотворных лучей при прохождении границы двух сред: поэта и читателя? Сравните с тем, что отклонение света в земной атмосфере всегда происходит в сторону зенита: http://www.astronet.ru/db/msg/1175354/node6.html

Увы, Ежедневник «ограничен» внутренним событием одного дня, а событие — двадцатью четырьмя часовым оборотом вокруг собственной оси. Никакая статья, появляющаяся на свет «литературой», не впишется в подобный регламент. Никакой пологой, продольной технической перспективы письма — вот девиз этой рукописи. То есть — никакого метода… ни в уме, ни на душе. Всё открыто, всё в огне… воде, земле и по воздуху… по вдохновению. День начинается сегодня и кончается здесь же. Равноденствие повседневного, частного и единого. Здесь ожидает наше настоящее, которое свяжет представление о творчестве с единственно возможной реальностью (при всём разнообразии реальностей) узелком развоплощения. Но творчество — это не только мы, и, уж тем более, не только «я». Это и игра всего во всём, и «здесь и сейчас» — это всегда молитва, какой бы «фантастичной» не казалась нам в тот момент внутренняя поэтика смыслов.

Так сложилось, что Равноденствию приписывают «равновесие» между тьмой и светом. Кто приписывает? Ну, это ведь так легко представить на примере равенства дня и ночи. Так и хочется впасть в поверхностный дуализм «природного равновесия»: день — ночь, тьма — свет, добро — зло. Разве нет? Есть в языческой практике такое представление о родовом «равновесии» (хотя, я себе даже не представляю, где тут можно поставить знак равенства (должно же, право, что-то равняться, хоть бы и в массе своей, к примеру) между тьмой и светом или тем, что называют «враждующими началами»), которое сопоставимо с состоянием внутренней гармонии.

Если вы думаете, что понятие «равноденствия» возникло исключительно благодаря равенству времени дня и времени ночи, то и тут вы торопитесь с выводами. Это мы меряем время часами, как правило, наручными. То есть, вы осовремениваете проблему. Кто-кто, а наши предки хорошо себе представляли, что между прошлым и будущим равенства не может быть никакого «ваще», будь оно хоть хронометром измерено.

Да, равноправию человеческих представлений о добре и зле невозможно прекратить удивляться! Но разве подобные представления приводили кого-нибудь к подлинному равновесию? Человек — существо лишённое внутренней точки опоры. Его истинная «точка» всегда во вне. Его истинное «я» в единстве с Богом. Пожалуй, здесь даже не действует закон относительности. Да и как представление может «привести»? Равновесие в равноденствии — это всего лишь символ духовной практики, знак, оставленный на «слоистых скалах» первобытным художником, в душе которого ещё не рифмовались христианские заповеди. Христианские заповеди проговаривают, устанавливают равноденствие, равно-действие между человеком и Богом. Не убей, не укради, не прелюбодействуй… — это ведь действие Бога внутри каждого из нас, следуя которому открываются пути.

Если солнечный, спокойный денёк, то внутри безудержное, вихревое столпотворение. Если на душе покой, то вокруг ворочается, вскипает суета. Встречается внутренняя природа и внешняя, душа и быт, дух и плоть, разум и чувственность. Назвать это «равновесием» — у меня не хватает задора косноязычия. Скорее, я ощущаю себя в центре тайфуна, когда в тёмном кошмаре и сладострастной бури образуется «слуховое окошко» — кусочек звёздного неба над головой.

Есть иволги в лесах, и гласных долгота
В тонических стихах единственная мера,
Но только раз в году бывает разлита
В природе длительность, как в метрике Гомера.

Как бы цезурою зияет этот день:
Уже с утра покой и трудные длинноты,
Волы на пастбище, и золотая лень
Из тростника извлечь богатство целой ноты.

Осип Мандельштам, «РАВНОДЕНСТВИЕ» (1914).

Сакральное явление «Равноденствия» не торопится раскрыть свои тайны. Творчество само по себе не раскрывается и не может быть представлено в каком бы то ни было определённом (объективном) виде, образе. Среди доступного на этот момент упоминания «равноденствия», есть разве что альбом группы «Аквариум» за 1987 год. Однако, «согласие» не находит там окончательного отклика творца. Попытка создать мифологический столп посреди «нечаянности» времени приводит к тому, что замысел теряет направление, оставляя БГ (Бориса Гребенщикова) неудовлетворённым, а нас — пронзёнными огненными стрелами небесной атаки. Мы скорее ранены, чем освящены подобной загадкой.

Пока цветет иван-чай, пока цветет иван-чай,
Мне не нужно других книг, кроме тебя, мне нужно, мне нужно.

Возьми снежно белый холост,
Тронь его зелёным и жёлтым,
Ослепительно синими сделай деревья,
И они тебе скажут, как всё я хотел,
Становится ветром, и ветер целует ветви.

БГ: «Песню "Поколение дворников и сторожей" я очень люблю, но сейчас петь её просто не могу. Мы её отпели, она умерла, поколение выросло из сторожей — все. Песня эта загубила пластинку "Равноденствие". Она была вставлена в последний момент из-за того, что сроки поджимали, и мы не успели разработать вещь, которая должна быть в конце диска. Я пошёл у времени на поводу и пластинку подрубил на корню, так как песня эта в другом контексте, ей не место на мифологическом диске. Получился колосс на глиняных ногах».

В Японии день осеннего равноденствия считается официальным праздником и отмечается с 1878 года. Я против «магии» чисел! Против… против…

У скандинавов — праздник Нахождения зимы.

А вот господин Набоков пишет в этот день стихотворение «Рождество». Какое же в этот день, к чёрту, равновесие? Ей богу — Равноденствие!

Владимир НАБОКОВ

РОЖДЕСТВО

Мой календарь полуопалый
пунцовой цифрою зацвел;
на стекла пальмы и опалы
мороз колдующий навел.

Перистым вылился узором,
лучистой выгнулся дугой,
и мандаринами и бором
в гостиной пахнет голубой.

23 сентября 1921, Берлин
Категория: ПОТОК СОЗНАНИЯ | Просмотров: 620 | Теги: Борис Гребенщиков, Владимир Набоков, Осип Мандельштам




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть