1905 — этот день особый для всего русского искусства. В газете «Новая жизнь» №12 публикуется статья В. ЛЕНИНА «Партийная организация и партийная литература». Вряд ли ещё найдётся такая «работа» (философская, публицистическая, партийная — наконец!), которая оказала бы влияние не просто на творческий процесс одного-двух поколений, но и на саму жизнь литераторов в течение последующего столетия — и что самое поразительное, продолжает своё триумфальное нашествие на наше подсознательное. Впрочем, Владимир Ильич так и указывал — «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Проповедь партийного искусства, тотального контроля — «Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами — все это должно стать партийно-подотчётным», — моментально оказала на всякие умы сногшибательное действие. Вначале с Лениным пытались спорить такие интеллектуалы, как Струве. Но ведь уже любое возражение в самой статье было заранее низложено эпатажными заявлениями, направленными непосредственно на представление об искусстве определённой част
...
Читать дальше »
1731 — Уильям КУПЕР (William Cowper) (1731–1800), английский поэт.
Родился в Грейт Беркемстеде (графство Хартфордшир) в семье священника. Потомок Джона Донна по материнской линии и впоследствии предтеча английских романтиков.
Окончил лондонский Вестминстер-Скул в 1749 году. Затем бессистемно занимался правом, продолжал изучать литературу, в том числе античную.
Прославленный впоследствии поэт и мастер эпистолярного жанра, чьи произведения отличали задушевность, тонкое чувство комичного и любовь к природе, страдал приступами тоски и подавленности, не раз пытаясь покончить жизнь самоубийством. И без того меланхоличный, склонный к уединённости Купер после неудачной любви попал в 1763 году в частную психиатрическую лечебницу. В 1765–1767 жил в Хантингдоне, потом до 1795 — в Олнее, находясь под опекой друзей.
...
Читать дальше »
1919 — в северокавказской газете «Грозный» опубликована статья «Грядущие перспективы», подписанная как «М.Б.». Булгаков вспоминает: «Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнёс рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали». Этот «маленький рассказ» открывает известный альбом Булгакова, в котором он собирал свои публикации. Вот финал: «Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном и в буквальном смысле слова. Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станков для печатания денег… за всё! И мы выплатим. И только тогда, когда будет уже очень поздно, мы вновь начнём кое-что созидать, чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы. Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк, и десятилетия она так же легко «читает», как и отдельные годы. И мы, представители неудачливого поколения, умирая ещё в чине жалких банкротов, вынужден
...
Читать дальше »
по старому стилю 13 ноября
Всякая зябь останавливается в росте. На Златоуста на поле пусто.
Молятся Ивану Златоусту о суде над мздоимцами и обманщиками.
Частое ненастье да иней на деревьях — к хорошему урожаю.
|