Главная » Литературный Ежедневник » 2008 » Ноябрь » 26 » 26 ноября: особый день для русского искусства
06:30
26 ноября: особый день для русского искусства
 
1905 — этот день особый для всего русского искусства. В газете «Новая жизнь» №12 публикуется статья В. ЛЕНИНА «Партийная организация и партийная литература». Вряд ли ещё найдётся такая «работа» (философская, публицистическая, партийная — наконец!), которая оказала бы влияние не просто на творческий процесс одного-двух поколений, но и на саму жизнь литераторов в течение последующего столетия — и что самое поразительное, продолжает своё триумфальное нашествие на наше подсознательное. Впрочем, Владимир Ильич так и указывал — «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Проповедь партийного искусства, тотального контроля — «Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами — все это должно стать партийно-подотчётным», — моментально оказала на всякие умы сногшибательное действие.
 
Вначале с Лениным пытались спорить такие интеллектуалы, как Струве. Но ведь уже любое возражение в самой статье было заранее низложено эпатажными заявлениями, направленными непосредственно на представление об искусстве определённой части аудитории — «господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие».
 
Например, Струве возражал — «Не поэзия нуждается в том, чтобы её вдвинули в гражданскую рамку. Нет, наоборот, политическая борьба… нуждается в том, чтобы осознать её, как одну из сторон великого и вечного, несомненного, поэтического». Но что такое «вечное и поэтическое» против конкретного, рационального? «…в обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность).
 
Эта статья имеет особое вдохновение, шарм, какой-то непревзойдённый демонизм убеждённости, который, впрочем, был вообще присущ Ленину — полемист он был универсальный. Недаром и по прошествии многих десятилетий, когда власть давно пользовала идею «партийности» в литературе, находились писатели, интеллектуалы, философы, да просто диссиденты, которые пытались оправдать отправную точку «пролетарского искусства», говорили о том, что Ленин в своей статье НИ ЕДИНЫМ СЛОВОМ ВООБЩЕ НЕ ОБМОЛВИЛСЯ о художественной литературе. (Например,
http://www.seva.ru/oborot/calendar/?o=160)
 
Вот такое очарование.
 
См. статья ЛЕНИНА «Партийная организация и партийная литература»
http://www.gutov.ru/lifshitz/mesotes/partiynost.htm  (Мих. Лифшиц, «Партийность и реализм»)
 
Категория: СОБЫТИЯ | Просмотров: 531




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть