1469 — Дезидерий ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Desiderius Erasmus Roterodamus) (настоящее имя Герхард Герхардс (Дезидерий Эразм — латинское прочтение)) (ок.1469 — 12.07.1536), гуманист эпохи Возрождения; нидерландский ученый, писатель; редактор и переводчик античной классики; первый издатель Нового Завета на греческом языке; сатирик.
Родился в Роттердаме, вероятно, 28 октября 1466 года (разброс возможных дат рождения находится в пределах 1465-1469). Незаконнорожденный сын Герарда из Гоуды, ставшего священником, и дочери лекаря из Севенбергена, его служанки. В четырнадцать лет лишился отца и матери. Поддавшись на уговоры опекуна, подстригся в монахи. Учился в основном у тех же монахов и занимался самообразованием, уделяя особое внимание античной литературе. Первая книга, «Пословицы» (Adagia) — собрание латинских и греческих изречений из различных источников.
Из темноты полотна (да простят меня за этот затемнённый апокриф живописцы) Гольбейна
...
Читать дальше »
Всё тот же Ленинград. Всё та же тень Петра, от Пушкина до Петропавловки лишь тени. Ступент вниз, к каналу, голытьба миров…. Ребристая поверхность. Вы не поверите. Всё рябь миров оконченных без всякого ответа. Ответом Ленинград. Волна Невы. Была… ан, нету.
Павел АНТОКОЛЬСКИЙ ВСЁ КАК БЫЛО Ты сойдёшь с фонарём по скрипучим ступеням, Двери настежь — и прямо в ненастную тишь. Но с каким сожаленьем, с каким исступленьем Ты на этой земле напоследок гостишь! Всё как было. И снова к загадочным звёздам Жадно тычется глазом слепой звездочёт. Это значит, что мир окончательно создан, И пространство недвижно, и время течёт. Всё как было! Да только тебя уже нету. Ты не юн, не красив, не художник, не бог, Ненароком забрёл на чужую планету, Оскорбил её кашлем и скрипом сапог. Припади к ней губами, согрей, рассмотри хоть Этих мелких корней и травинок черты. Если даже она — твоя смертная прихоть, Всё равно она мать, понимаешь ли ты? Расскажи ей
...
Читать дальше »
1636 — основывается Гарвардский университет (первоначально как колледж, реорганизован в университет в 1-й четверти 19 в.) В 1991 году насчитывает 17 тыс. студентов.
Основатель — Джон ГАРВАРД (1607 — 1638). В учётной книге церкви Святого Спасителя, что в лондонском районе Саутворк, записано: «Джон Гарвард, второй сын Роберта Гарварда, мясника, и его второй жены Кэтрин, дочери Томаса Родерса из Стрэтфорда-на-Эвоне, состоятельного мясника и скотника». Окончил Кембриджский университет. Стал школьным учителем, в обязанности которого входило «объяснять и защищать доктрину Священного Писания». В дальнейшем английский министр, бакалавр искусств Дж. Гарвард (1607—38) эмигрировал в Америку. Джон прожил всего лишь 31 год. Уже по его завещанию, половина состояния отходила жене, другая половина (779 фунтов) тратилась на основание университета. Также самому богатому ныне учебному заведению в мире Джон Гарвард завещал и свою библиотеку.
1886 — в присутствии президента США Гровера Кливленда под грохот пушечной канонад
...
Читать дальше »
В 1993 ушёл из жизни Юрий Михайлович ЛОТМАН (28.2.1922 — 1993), литературовед, человек великого Знания и духовной силы.
«Мне кажется, существует огромное несоответствие между тем, каким должно быть университетское образование, и тем, каким оно является в действительности. Университеты должны готовить образованных людей. Это кажется настолько тривиальным, что на первый взгляд тут не о чем даже и говорить. Кого мы можем отнести к образованным людям? Что такое вообще образованность? Если вы меня спросите, что такое добро, я с большим трудом объясню вам это понятие. Но отличить в жизни добро от зла вы всегда сможете. Что такое — честный человек? Чтобы объяснить это, нужно писать фолианты по этике. Но в жизни честного человека вы всегда отличите. Так и с образованностью. Образованному человеку не хватает знаний, в отличие от малообразованного, которому их всегда достаточно. Человека совсем необразованного лишние знания тяготят».
1828 — Николай Николаевич СТРАХОВ (Белгород — 5.02(24.01).1896, Петербург), российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). Переводчик ряда филос. трудов: К. Фишера («История новой философии»), Ф.А. Ланге («История материализма») и др. На его мировоззренческие позиции в первый период творчества большое влияние оказал Гегель, затем Шопенгауэр. Был близок к Ф.М. Достоевскому, являлся горячим поклонником Л.Н. Толстого, с которым его связывала личная дружба. Статьи о Л.Н. Толстом (в т.ч. о «Войне и мире»); первый биограф Достоевского. В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Для общемировоззренческой концепции СТРАХОВА характерен антропоцентризм. Считал, что центральное положение человека в природном бытии, если оно не будет истолковано религиозно, ведет к растворению человека в природе. Вне религиозного метафизичекого антропоцентризма загадка человека неразрешима, бытие
...
Читать дальше »
по старому стилю 15 октября
Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, сон навевает.
Всё ещё мнут и треплют бабы лён.
|