…ты помнишь этот приступ лёгкой тротуарной воды? Она несётся сквозь окаменелый чертог дня, багровея и пенясь в лучах пробившегося сквозь тучи солнца. Кажется, что город вскрыл себе вены. Тебя потрясает такая мысль и собственная кровь холодеет. Пена, пена… ты произносишь это почти вслух, пытаясь воскресить в памяти жизнь. Может быть, поцелуй, отломившийся кусок хлеба, маму с папой? Как быстро память упирается в ничто, в глухую стену первозданного небытия. Тебе страшно. Ты одинок. Ты одинок в своём ужасе, который все бегут и который никто не хочет знать. Знаешь только ты — будущее.
Фёдор СОЛОГУБ
...
Читать дальше »
1772 — Сэмюэль Тейлор КОЛРИДЖ (КОЛЬРИДЖ) (Samuel Taylor COLERIDGE) (— 25.07.1834), английский поэт-романтик, критик и философ. «История человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, является более интересной и содержит события большей важности, чем все три по двадцать и десять лет в последующем» (Сэмюэль Тейлор Колридж). Что до нас, то мы, с одной стороны, ничего не можем сказать в подробностях о первых девяти месяцев самого Колриджа, с другой — последующие сроки его жизни для нас безусловно важны. И первое, что с этим связано — наши традиционные представления о романтизме. Родился на юге Англии, в Девоне, в семье священника. Был младшим из десятерых детей в семье. Получил образование в Лондоне и Кембридже. Отдельным событием за годы, проведённые в Кембридже, стала его встреча и дружба с Робертом Саути. Вместе с У. Вордсвортом, с которым Колридж встретился в 1795 году, они составят группу поэтов «озерной школы» («лейкистов»). Кольридж описывал отношения с Саути и Вордсвортом не иначе, как «три человека, но одна душа». Название «шк
...
Читать дальше »
1056 — Дьякон ГРИГОРИЙ выводит первую букву на пергаменте, чем, сам того не подозревая, открывает для нас эпоху. Ведь речь идёт о первой (ныне известной!) датированной восточнославянской рукописной книге. «Азъ Григорий диакон написахъ Евангелие се». Со слов Е.М. Верещагина (Институт русского языка), прочитавшего свой доклад на 950-летии великой книги, Остромирово Евангелие и сегодня остаётся камертоном для современного состояния русского литературного языка.
12 мая следующего года Дьякон ГРИГОРИЙ завершит труд объемом 294 листа, украшенный заглавными буквами — инициалами, причудливыми орнаментами, в которых читаются хищные птицы, загадочные человеческие личины, чудовища — фантастические химеры, напоминающие в одних местах собак, в других крокодилов, — а также тремя большими миниатюрами, изображающими еванге
...
Читать дальше »
1962 — в газете «Правда» по прямому указанию Хрущёва публикуется стихотворение Евгения ЕВТУШЕНКО «Наследники Сталина», которое было написано ещё в 1961 году, сразу после выноса тела Сталина из Мавзолея. Оно было отвергнуто редакциями, и потребовалась отмашка сверху, чтобы это и подобные произведения нашей советской интеллигенции, связанные с понятием «оттепель», прошли сквозь заслоны должностных лиц от литературы. Обсуждая на секретариате ЦК КПСС как поступить: публиковать данное стихотворение или не публиковать, Никита Хрущёв говорил: «Если это антисоветчина, то я — антисоветчик». Через год, когда Евтушенко придётся отбиваться на специальном пленуме союза писателей за несанкционированную властями публикацию за границей «Преждевременной биографии рано созревшего молодого человека», он как бы интерпретирует слова Хрущёва, о которых, может быть, и не знал тогда вовсе: «В моей «Автобиографии» нет антисоветских мотивов, а если они есть, то вся моя поэзия, значит, антисоветская». Всё-таки — веяние времени. Знаменитыми стали такие строки из гонимого стихотворения:
Нет, Сталин не умер. Считает он смерть поправимостью, Мы вынесли из М
...
Читать дальше »
по старому стилю 8 октября
«Пелагеи — бабьи затеи».
«С Трифона и Пелагеи все холоднее».
«С Ознобицы Пелагеи холод крылом машет».
«Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьёт».
«Готовь тёплую одежду — зима забредёт».
|