03:55 21 октября: Дьякон ГРИГОРИЙ выводит первую букву | |
1056 — Дьякон ГРИГОРИЙ выводит первую букву на пергаменте, чем, сам того не подозревая, открывает для нас эпоху. Ведь речь идёт о первой (ныне известной!) датированной восточнославянской рукописной книге. «Азъ Григорий диакон написахъ Евангелие се». Со слов Е.М. Верещагина (Институт русского языка), прочитавшего свой доклад на 950-летии великой книги, Остромирово Евангелие и сегодня остаётся камертоном для современного состояния русского литературного языка.
12 мая следующего года Дьякон ГРИГОРИЙ завершит труд объемом 294 листа, украшенный заглавными буквами — инициалами, причудливыми орнаментами, в которых читаются хищные птицы, загадочные человеческие личины, чудовища — фантастические химеры, напоминающие в одних местах собак, в других крокодилов, — а также тремя большими миниатюрами, изображающими евангелистов Иоанна, Луку и Марка. Должен быть и четвёртый — Матфей, для которого оставлен чистый лист. Иллюстрации чрезвычайно близки современным им греческим образцам. Нетрудно подсчитать, что писалось Евангелие по 1,5 листа в день. «Высочайший уровень мастерства создателей этой драгоценной рукописи ни в чём не уступает искусству писцов и миниатюристов, работавших в императорских скрипториях Константинополя, — утверждает Л. Лившиц. — Миниатюры с изображениями евангелистов Луки и Марка напоминают драгоценные перегородочные эмали. Паутина тонких линий подобна золотым перегородкам, а цвет отличается насыщенностью тона, придаёт поверхности характерный эмалевый блеск» (Лившиц Л. Русское искусство X—XVII веков. — М.: Трилистник, 2000. С. 18.). «Остромирово Евангелие» относится к апракосным Евангелиям, где тексты расположены по недельным и поденным чтениям, начиная с Пасхи. Григорий и его помощники (а их как минимум трое, что показал палеографический анализ) переписывал Евангелие по заказу приближённого киевского князя ИЗЯСЛАВА ЯРОСЛАВИЧА посадника ИОСИФА, управляющего Новгородской землёй — кто до крещения звался ОСТРОМИРОМ («наречену сущу въ крещении Иосифъ, а миръскы Остромиръ, близоку сущу Изяславу кънязю»). Остромир — потомок Свенельда, воеводы и правой руки Святослава Игоревича, внук Добрыни, дяди по материнской линии князя Владимира I Святославича. Остромир во главе новгородского ополчения вскоре отправится «на Чудь» и погибнет в бою. Творение Григория, возможно, останется в новгородском Софийском соборе. В Москву попадёт после разгрома Новгорода в 1570 войском ИВАНА ГРОЗНОГО. Так же оно значится в описи 1701 года московской церкви Воскресения Словущего. Но в целом, где оно пребывало порядка 650 лет остаётся загадкой. В 1720 году, после выхода указа Петра I о собирании «оригинальных и исторических рукописных книг», Евангелие окажется в Петербурге. Здесь оно, после смерти Пётра, также потеряется. Лишь спустя восемьдесят с лишним лет Я.А. ДРУЖИНИН, личный секретарь императрицы ЕКАТЕРИНЫ II, разбирая после её смерти личные вещи покойной, обнаружит рукопись. «При осмотре, произведенном мною хранящегося в гардеробе покойной государыни Екатерины II платья, нашёл я в прошлом 1805 г. Сие Евангелие. Оно нигде в описи и в приходе не записано и потому неизвестно, давно ли и от кого туда зашло. Вероятно, поднесено было Ея Величеству и отдано для хранения в комнаты ее, а потом сдано в гардероб. Камердинеры и гардеробские помощники оставили его без уважения, и оно забыто». С тех пор книга хранится в Петербургской Публичной библиотеке (ныне Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина). В середине XIX для книги будет сооружён роскошный переплёт-оклад, украшенный драгоценными камнями. В 1932 оно будет варварски похищено из отдела рукописей библиотеки. Вернее, похищен серебряный оклад. Выдранная же из него книга будет тут же заброшена вандалом в шкаф. Преступника найдут, а Евангелие решат больше не переплетать. К 900-летию книгу реставрировали, и оно, без переплета, сшитое потетрадно, ляжет в специальный футляр из старого дуба. | |
Категория: СОБЫТИЯ | Просмотров: 918 |
Не стесняйтесь!