Из постановки вопросов... |
Боюсь ехать на дачу. Стоит мне отвлечься от письменности, как вся моя благая деятельность гибнет под грузом суетных забот. Зашифрованная в мелочах, она раскрывает свои таинства только когда я — Поэт. А мне ещё выпало быть отцом, мужем, сыном, офисным работником, водителем старенькой девятки и ещё… чёрт знает что. И ехать надо. И это «надо» вызревает медленно, болезненно, с многочисленными пробелами и банальными интонациями окружающих раздражителей. «Мы едем?» Молчание. «Реши наконец». Зверское молчание. Оно (надо) своего рода объективная предпосылка творчества. Этот «ужас всего» только мой, и в нём заключено послание, от которого никак не отвертеться. Ни в моей письменности, ни в каком отдельно взятом переживании не заключено столько энергии, как в общем настрое противлении (или противления?) реальности. Вот откуда я хотел бы черпать вдохновение. Но, ни в какой теории литературы не сказано, как быть автором — чем жить, о чём заботиться в первую очередь? О, да! Автор самолюбив, эгоистичен. Ему не стоит указывать, что нужно делать. «Это мой путь и больше ничей», — скажет любой уважающий себя художник и будет (вот где подлинная тавтология) по-своему прав. Но если возможен научный подход к анализу художественного текста (Лотман), то почему нельзя «научно» подойти и к творческой онтологии? Творчество, с присущей оному индивидуальностью, всё-таки вполне осязаемое состояние сознания, которое можно и нужно изучать со всей скрупулезностью и занудством. Уже одна постановка вопросов (которой так гордится наука!), которые появляются у индивидуума с первыми творческими позывами в отношениях с объективной реальностью, помогла бы избежать некоторых, чисто технических ошибок в работе. Вспомнить хотя бы «золотое правило» Хемингуэя… Вспомнить и забыть. Мне-то, когда я отвлекаюсь от будущего, настоящее бьёт по нервам… Так кто де кому сопротивляется: я — реальности (Маяковский, «А вы ноктюрн сыграть могли бы?») или реальность — мне (Марина Цветаева, «В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ»). О «неправильных вопросах» в науке. Насколько правомерны правильные формулировки вопросов к выработке метода анализа творческой онтологии? Не приведёт ли это к заведомо правильным ответам? |
Категория: контекст | Просмотров: 515 | автор: Сергей Каревский |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!