Литературная премия Ивана Петровича Белкина — годовой отчёт «толстых журналов» — присуждается произведениям в жанре повести. Лауреатом 2009 года стала Ульяна Гамаюн за повесть «Безмолвная жизнь со старым ботинком», которая была опубликована в журнале «Новый Мир» 2009 за №9. Размер главного приза — 150 тысяч рублей. Спустя несколько дней лауреат от премии отказалась, попросив литературного критика Светлану Василенко разместить в своём блоге соответствующую информацию. Светлана Василенко, человек пишущий, но непосредственного отношения к премии Белкина не имеющий. Поскольку Ульяна Гамаюн уже традиционно (на вручение премии «Неформат» (2008) не появилась) хранит инкогнито, никаких причин своего отказа не обозначила, с прессой не общается, то вокруг скандала образовался ещё и ореол литературной интриги. Светлана Василенко аккуратно размещает в своём блоге ссылки на критические статьи в адрес Гамаюн и её повести, успевая выразить и собственные мысли по этому поводу. Газета «Коммерсант» за 16 февраля даёт краткий, но вполне обстоятельный обзор случившемуся.
1896 — Андрэ БРЕТОН (фр. André Breton) (— 28.09.1966), французский писатель, поэт, один из основоположников сюрреализма. Время иногда поворачивается вспять, забираясь всё выше и выше. Склон по которому ползёт время и которое мы склонны идентифицировать как само время, не находится ни в одном из осязаемых нами измерений. Возможно, это спина Бога. Возможно, мечта самого времени, которое как всякая сущность, мечтает обрести свершение. Даже Бог мечтает и грозит нам Страшным судом. Но если быть уверенным в моих опытах, то время ползёт по другому времени… и так до бесконечности. Как люди, которые соприкасаются, творя жизнь. Люди, звери, речной или морской песок, шаги, лунный свет, другие планеты — всё в мире соприкасается. Как однажды, после одного такого соприкосновения, возникла Земля. Другое соприкосновение её разрушит. Погибает не материя. Исчезает лишь форма. Литература, как одна из форм, соприкоснувшись сама с собой, неизбежно погибнет. Не надо жалеть об этом. Стрелки часов снова ползут вниз, чтобы затем подняться вверх. И так по кругу… до бесконечности. Я даже скажу больше, что литература никогда не может соприкоснуться сама с собой. Её форму разделяет человек. Он есть спина другой литературы, и третьей, и пятой, и десятой. И так, до бесконечности. Если бы дух не существовал в материи, её бы просто не было изначально. Такова моя мысль. Такова и идея существования Андре Бретона и его био
...
Читать дальше »
по старому стилю 5 февраля
День святой мученицы Агафьи народная Русь называла «поминальницей». Так как в этот день поминаются отошедшие в иной мир отцы, праотцы, деды, прадеды. Считали Агафью заступницей от пожара и в день её памяти освящали хлеб с солью, который хранился в домах, как средство от огня. Во время пожара бросали этот хлеб с солью в огонь или в сторону, в поле, чтоб огонь уходил прочь. Его же одевали коровам на рога — мор отвести. На Агафью коровья смерть по селам ходит. По поверью, чтобы не пускать её во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями, пропитанными дёгтем, от которых коровья смерть бежит без огляда. Коровья смерть является в образе безобразной злобной старухи, у которой, вдобавок ко всей её уродливости, руки с граблями. Ещё более действенный способ, чтобы избежать коровью смерть — село опахивают. В соху впрягали вдову-повещалку и с зажжёными лучинами, с кочергами, серпами и помелами троекратно опахивали всё селение. Прокладывали борозду межеводную, отделяющую деревню от нечисти. Если какая домашняя скотина попадалась на пути, то его убивали без пощады, предполагая, что в его образе скрывается коровья смерть. Мужики должны были в это время сидеть по домам, чтобы с ними не случил
...
Читать дальше »
|