Главная » Литературный Ежедневник » 2008 » Октябрь » 19 » 19 октября: Маяковский, Есенин и Серапионовы братья
22:42
19 октября: Маяковский, Есенин и Серапионовы братья
1913 — в Москве в кабаре «Розовый фонарь» выступает с чтением стихов молодой футурист Владимир МАЯКОВСКИЙ. Он читает, а вернее бросает в лица слушателей своё «Нате».
 
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
 
Вечер проходит с битьем графинов и бутылок, поэта освистывают, а Маяковский лишь дразнит собравшихся криками: «Еще! Еще! Дайте насладиться идиотами!»

Маяковский пишет в автобиографии, что «Розовый фонарь» закрыли после чтения этого стихотворения.
 
 
1920 — на первом допросе в МЧК арестованный по подозрению в контрреволюции поэт Сергей ЕСЕНИН говорит: «Каковы бы проявления Советской власти ни были, я считаю, что факты этих проявлений всегда необходимы для той большой цели, какую несёт коммунизм». Шесть дней спустя он будет отпущен под поручительство чекиста Якова БЛЮМКИНА, как бы близкого друга. Последний российский фильм о Есенине трактует его образ, как завистника и предателя.
 
 
1921 — 19 и 26 октября в Петрограде в Доме искусств проходят вечера «Серапионовых братьев». На втором выступлении вступительное слово держит В. ШКЛОВСКИЙ. Со своими произведениями выступают К. ФЕДИН, М. СЛОНИМСКИЙ, Вс. ИВАНОВ, В. Зильбер (В. КАВЕРИН), Е. ПОЛОНСКАЯ, Н. РАДИЩЕВ, М. ЗОЩЕНКО, Н. НИКИТИН, Л. ЛУНЦ.

Шуточные прозвища, которые давали друг другу «серапионы» — дань литературной традиции, что восходит к пушкинским временам и связана с «Арзамасом». В. Познер (один из основателей группы) в письме к А.М. Ремизову упоминает некоторые из них: «братья: Груздев — брат настоятель, Никитин — брат канонарх, Лунц — брат скоморох, Шкловский — брат скандалист, я — молодой брат. Без прозвища — Вы, Ахматова, Анненков, Замятин, Зощенко, Одоевцева, Коля Чуковский».

«Здравствуй, брат! Писать очень трудно», — традиционное серапионовское приветствие.

«Видели ли вы, как перед поднятым стеною пролётом Дворцового моста скапливаются люди? <…> Так невозможность печататься собрала воедино Серапионовых братьев». Хотя критик тут же оговаривался: «…конечно, не одна невозможность, но и другое — культура письма», — это строки из статьи Шкловского «Серапионовы братья» («Книжный угол», 1921), ставшая о них первым упоминанием в печати.

«Мы с пустынником Серапионом. Мы верим, что литературные химеры — особая реальность, и мы не хотим утилитаризма. Мы пишем не для пропаганды. Искусство реально, как сама жизнь. И, как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует, потому что не может не существовать». Из статьи Лунца, опубликованной в 1922 году в журнале «Литературные записки» №3.

«Это — не литературная школа, а скорее кооперация или трест. Союз скорее наступательный, чем оборонительный, так как решительно никаким нападкам они не подвергаются, а наоборот окружены похвалами и поощрениями. Я их воспринимаю каждого отдельно, но раз они сами утверждают себя группой, пусть будет так»… — писал Кузьмин в статье «Говорящие».

Пожалуй, это единственная литературная группа, которая, с одной стороны, не имела своего манифеста или каких либо определённых эстетических принципов, кроме того, что называлось пространно «бытовиками» и «сюжетниками». С другой стороны, её короткое время существования было столь бурно творчески и деятельно, что даже в 1946 году она была упомянута в злополучном докладе товарища Жданова. И бывшие серапионовцы получили по заслугам — Зощенко, Слонимский и Тихонов.

Толкователи названия группы отсылают нас к одноименному роману Гофмана.
Категория: СОБЫТИЯ | Просмотров: 995




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть