Главная » Литературный Ежедневник » 2008 » Октябрь » 18 » 18 октября родилась Лидия Дмитриевна ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛ
19:22
18 октября родилась Лидия Дмитриевна ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛ
 
1865Лидия Дмитриевна ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛ (— 4.11.1907), русская писательница, жена Вячеслава ИВАНОВА, хозяйка и ведущая литературного салона «Башня», который вошёл в историю русской культуры и своим гламуром, и своей творческой субстанцией, зародившей Серебряный век.
 
Лидия Дмитриевна ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛБЕЛАЯ НОЧЬ
 
Червленный щит тонул — не утопал,
В струях калился золотого рая…
И канул… Там, у заревого края,
В купели неугасной свет вскипал.
 
В синь бледную и в празелень опал
Из глуби камня так горит, играя.
Ночь стала — без теней. Не умирая,
В восточный горн огонь закатный пал,
Не движет свет. Дома, без протяженья, —
И бдительны, и слепы. Ночь — как день.
Но не межует граней четко тень.
 
Река хранит чудес отображенья.
Ей расточить огонь чудесный — лень…
Намеки здесь — и там лишь достиженья.
 
«…яркие белки серых глаз на фоне смуглой кожи», «лицом она походила на Сивиллу Микеланджело — львиная посадка головы, стройная сильная шея, решимость взгляда…», — её портрет напишет художница Маргарита Сабашникова.
 
Её отец был родом из сербских князей. Мать — урождённая баронесса Веймарн, шведка по отцу, а по материнской линии примыкающая к семье Ганнибала — предка Пушкина. Брат отца был воспитателем цесаревича, впоследствии императора Александра III.

Ребёнку было предначертано блестящее, как тогда говорили, будущее. Но её дикий, в чём-то уже непонятный для семейного уклада, необузданный характер написал свою историю. Вначале её исключили из петербургской гимназии. Потом из школы диаконис в Германии, где она «портила» одноклассниц, получив прозвище — фатум Русский чёрт, где ей не разрешали ни с кем дружить, и где ей пришлось-таки назвать одного из наставников свиньёй.

Затем ей наняли домашнего учителя. Некоего историка Константина Шварсалона, будущего профессора и к тому же выдававшего себя за социалиста. Бурная Лидия тут же восприняла великолепную идею «альтруизма» и «общего дела»… и вышла за Шварсалона замуж. У них получилось трое детей. Но Шварсалон оказался изменником и социалистом лишь на словах. Лидия, подхватив детей, уезжает за границу.

«Друг через друга нашли мы — каждый себя. И не только во мне впервые раскрылся и осознал себя, вольно и уверенно, поэт, но и в ней», — напишет позже Вячеслав Иванов, с которым повстречается Лидия Дмитриевна в Риме. «Не помню себя до него, какая была. Была ли вовсе? Я — он. Вся в нём».

Встретившись, они решили отдать друг друга всем. Если сердца обрели счастье, то счастье лишь для себя — немыслимо, недостойно. Зародилась мысль о создании семьи нового типа, в которую свободно может войти третий человек. Роль «третьего» сыграли в разное время и поэт Сергей Городецкий, и Маргарита Сабашникова, жена поэта Максимилиана Волошина. Из пьесы «Кольца»: «Мы не можем быть двое, не должны смыкать кольца, мертвым зеркалом отражать мир. Мы — мир… Не надо жалеть тесных милых колечек. Океану любви наши кольца любви!».

На этой почве появилась и повесть «Тридцать три урода», которую критики назвали «первым в России произведением о лесбийской любви».

Но кроме любви, которая в реальности всё-таки не была столь успешной, как сама идея, неразлучная чета дионисийцев немало послужила и философии, и русской мистике. Салон в «Башне», собравшийся в 1905 году принял Анну Ахматову, Николая Гумилева, Михаила Кузмина, Зинаиду Гиппиус, Валерия Брюсова, Александра Блока, уже упомянутого Сергея Городецкого. Здесь читали свои работы Розанов, Луначарский, Бердяев, Булгаков, Шестов. Традиция собираться по средам практически не прерывалась.

Но в 1907 году Диотима, как уже называла себя Лидия, по имени героини известного диалога Платона «Пир», заболела скарлатиной. Она умерла от осложнений на руках мужа, который по смерти жены написал 42 сонета (столько лет было Лидии, когда она умерла) и 12 канцон (столько лет они прожили вместе). Они составили раздел «Любовь и смерть» в его бессмертной книге «Сог агdens» («Пламенеющее сердце»).
 
«Того, что она могла дать русской литературе, мы и вообразить не можем», — скажет о ней Александр Блок, подразумевая не только одного из организаторов действа поэтов, художников, философов, набирающего энергию Серебряного века, но и своё отношение к Лидии как писательнице. «Тридцать три урода» — это созданные художниками тридцать три изображения одного оригинала ни в чём ему не тождественные. «Всё, и высшее, не прочно».
 
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 764




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть