Когда я впервые зачитывался Платоновым... |
Когда я впервые зачитывался Платоновым, то не знал, что ему пришлось в конце жизни работать дворником. Не знал я и о том, что это всего лишь легенда, родившаяся из случайного взгляда на метафизику русской прозы. Хотя этот взгляд и был из окна Литературного института (Паустовский), где я потом сам работал дворником и смотрел с обратной стороны (Платонова) в то же окно, не смыкая этих неясных мыслей в одно простое смысловое число. Для меня важна была лишь интонация текста. Как и у других авторов, которых я не воспринимал по именам (не запоминал обстоятельств), но помнил на слух все их произведения. Мне было неважно, сколько запятых и причастных оборотов складывается в тот или иной стиль. Но я знал даже те произведения, которых ещё не читал. Я знал их на слух, на ощупь теорией струн, когда таинственно складывается структура текста ― на слух, ― поскольку был всемогущ в своём незнании, воспринимая литературу в её естественной среде обитания ― живàго духа. Мне можно было показать произведение, и я с точностью до невероятного определял автора, если прежде читал из него хотя бы пару абзацев. Теперь я знаю, что бездарный ректор Литинститута не помог с музеем Платонова, и как мне повезло с не поступлением в оное заведение, иначе попал бы на семинар к поэту, который для юных и восприимчивых душ устраивал «тайные вечери» под названием «разденься и не устыдись». Он так достал студенток своим сослагательным эротизмом, что в итоге на него донесли в КГБ (некоторые студентки были гражданами иностранных государств). Скандал замяли, спасая репутацию единственного в своём роде учебного заведения, но преподавателя выгнали взашей. Во времена перестройки этот тип объявился с неким документом, якобы подтверждающим его диссидентское прошлое ― гонения за религиозные убеждения. Теперь он известный философ, литератор, критик. Какое это имеет отношение к литературе ― не знаю. Все эти точки и тире нисколько не прибавляют мне счастья читать Платонова ни как дворника, ни как майора запаса, ни как редактора башкирских детских сказок. Вы скажете, тут всё намешано: падежи, история, филармония. Нисколько. На фоне глубоких морщин действительности я возомнил тонкие эмоциональные литературные черты, стирая тональный крем, опуская розовые очки в будничное и мусорное ведро. О главном честно не скажешь… вне обстоятельств и времени, которые постоянно лгут тем, что пеняют на перемены. |
Категория: Ассоциативная логика хаоса | Просмотров: 430 | автор: Сергей Каревский |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!