« 1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 23 24 »
1940 — Дмитрий Александрович ПРИГОВ, поэт, художник, концептуалист, по его собственным подсчётам написавший порядка 36 тыс. произведений, что делает его абсолютным рекордсменом всех времён и народов. Но не это в Пригове главное. Если отделить от Пригова всё им написанное — останется ничем не замутнённый, чистый хрусталик гения. Действующая модель вселенной Человек верил в себя. К нему пришли и сказали — ты не веришь в Бога. — Ты сказал, — ответил человек. Человек верил в себя. К человеку пришли и сказали — ты веришь в себя. Значит, не веришь в Бога. — О дразнилки демонов, жирафы послушничества, круглолицые идиоты, — сказал про себя человек, но им ничего не сказал. Человек верил в себя. К нему пришли обличители и сказали — ты не веришь в Бога. — Я верю в себя, как частице его творения. Значит, я Ему верю. А верю ли я в Него — это без разницы. Человек верил в себя. Его попрекали, что, веруя в себя, он не верит в Бога. Я не верю в Бога, поскольку я всего лишь человек. Но кто я перед Богом. Разве я указ Богу? Бог не
...
Читать дальше »
1816 — Потье ЭЖЕН (Pottier) (— 1887), французский пролетарский поэт-шансонье, коммунар, автор «Интернационала». Родился в Париже, в семье упаковщика. Он рано узнал, что такое труд. В молодости и сам был упаковщиком. Затем из него вышел прекрасный «пион» — то есть младший школьный надзиратель. Был приказчиком и успешным рисовальщиком по тканям. Первые стихи написал в дни Июльской революции. Первым же сборником песен «Юная муза» (1830), заслужил благожелательный отзыв П. Ж. Беранже. С тех пор муза Эжена Потье не выходила из состояния революционной борьбы и не слазила с баррикад. Где революция — там и Понтье. Революция 1848 — и Потье ЭЖЕН снова посещает вдохновение. А Парижская Коммуна 1871 года стала для Потье своеобразной «болдинской осенью». От идей утопического социализма он переходит к революционно-материалистическому мировоззрению. Является одним из организаторов Коммуны, член ЦК национальной гвардии, сражается на баррика
...
Читать дальше »
1887 — Самуил Яковлевич МАРШАК (— 4.07.1964) поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. («Вересковый мёд», сонеты Шекспира, «12 месяцев», «Вот какой рассеянный»), лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий. Талантливый, опекаемый, признанный… Родился в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах, талантливого изобретателя, потомка известного раввина и талмудиста (1624—1676). Фамилия «Маршак» — сокращённое с иврита от «Наш учитель раввин Аарон Шмуэль Кайдановер».
Уже с раннего возраста Самуил опекаемый и чтимый ребёнок. В гимназии в городке Острогожске под Воронежем учитель словесности считает его вундеркиндом. Одна из ранних поэтический тетрадей попадает в руки Стасова, критика и искусствоведа, тот берёт руководство судьбой Маршака на себя. Юноша переезжает в Петербург и продолжает учиться в одной из лучших гимназий. В 1904 году в доме Стасова знакомится с М. Горьким и Ф.И. Шаляпиным. Маршак приглашён на дачу Горького в Ялте, где проживает с 1
...
Читать дальше »
1835 — Дмитрий Дмитриевич МИНАЕВ (— 22(10).07.1889, Симбирск), поэт-сатирик, пародист, фельетонист, моментально отзывающийся на требу дня, переводчик, драматург. Печатался под такими псевдонимами, как Д. Свияжский, Обличительный поэт, Темный человек, Майор Бурбонов. Словарь псевдонимов Карцева и Мазаева насчитывает их более 29. Отличался грубоватым и хлёстким юмором. Писал неудачные детские стихи и сказки, выступал как полемист в журналах «Русское Слово», «Дело», «Искра», пробовал себя в роле переводчика, пользуясь подстрочником, если дело касалось не французского языка, который он единственно знал. Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах, каламбура. Но в результате пагубной наклонности к пьянству пережил свою славу острослова. Умер от продолжительной и тяжёлой болезни. «Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром». Родился в небогатой дворянской семье. Отец — Минаев Дмитрий Иванович, строевой офицер, затем военный чиновник, дослужившийся до чина полковника, который увлекался живописью и литературой, выступал со стиха
...
Читать дальше »
1871 — Стивен КРЕЙН (Stephen CRANE) (— 5.06.1900, Баденвейлер, Германия), американский поэт, писатель, журналист, представитель импрессионизма, один из основоположников верлибра в американской поэзии. «Человек сказал Вселенной: — Я существую! — Этот факт, — ответила Вселенная, — не вызывает во мне чувство долга». Состояние постсоветской литературы можно определить как: всё было. Замкнутость творческого цикла между автором и небольшой группкой посвящённых; невозможность прямого общения с происходящим в мировой культуре; советский, ибо ложный, патриотизм, насаждаемый из глубин ЧК, НКВД, КГБ — всё это за 70 с небольшим лет, за несколько творческих поколений совершили необратимые мутации в подсознании наших авторов. Мутации произошли и в самом сообществе читателей, которое изначально устарело по отношению к русскому искусству, если бы оно даже было на сегодняшний день. От этого как никогда важно молодым авторам и читателям, заглядывая в прошлое, интересоваться прорывами новизны, представлять себя на месте тех идей, которых до поры до времени не существовало. &
...
Читать дальше »
1902 — Евгений Андреевич ПЕРМЯК (— 1982), (настоящее имя Виссов Евгений Андреевич) русский советский писатель. Родился в Перми. Отец — почтовый служащий. Умер от чахотки, когда Евгению было всего три года. С матерью они ездили из деревни в деревню, из посёлка в посёлок Урала. Евгений стал мастером на все руки — мог тачать сапоги, работать по дереву, выковать нож, переплести книгу. «Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, можно назвать первоисточником моего детства и отрочества… В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения». Крещён в Благовещенском соборе Воткинского завода. Учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии. Работал гуртоправом, заготовителем, инструктором по культурно-просветительной работе, журналистом-газетчиком, руководителем агитколлектива. Печатается с 1924 года. Публиковал в сарапульской газете «Красное Прикамье» рабселькоровские корреспонденции, изредка писал стихи под псевдонимом Мастер Непряхин. В 1930 году окончил педагог
...
Читать дальше »
1885 — Эзра Уэстон Лумис ПАУНД (Ezra Weston Loomis POUND) (— 1.11.1972, Венеция), американский поэт.
Эра допотопного бессмертия
Вы думаете, что открываете мир, а на самом деле — Вы его закрываете. Да, да… Вы пытаетесь впихнуть его в такую маленькую коробочку, накрошить его себе в мозг. А зачем? Наверное, потому что Вас так учили. Вас учили некой реальности, которую можно щупать, крошить, препарировать на мелкие кусочки. И только тогда она становится понятой Вами. Ведь никто не опроверг этот глупейший научный девиз: власть над природой! И ведь лучший раб — это мёртвый раб. Чего же Вы жалуетесь, что и сама жизнь вокруг Вас давно сделалась мёртвой? Нет, Вы можете и не жаловаться. Храбритесь, умничайте, изображайте из себя величайшего гения, личность всех времён и народов. Но никто не гений, кроме неё самой — природы. И ничто не может в ней поместиться так просто, раствориться, как сам человек, сколько б
...
Читать дальше »
1922 — Александр ЗИНОВЬЕВ (— 10.06. 2006), писатель-политолог, философ.
«эмигрировать на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали»
Совсем недавно ушёл из жизни талантливый человек, не менее талантливый, чем я. И сознавая то, что прекрасный человек уходит как все — право же, становится неуютно с нами, оставшимися в живых. Если он умер раньше меня от этой жизни, может быть он более талантлив? Ну, как Лев Николаевич Толстой, который раньше меня написал «Войну и мир»? Прежде чем пересказать краткую биографию Александра Зиновьева, я должен убедить читателя, что это мой любимый писатель. Поэтому даже запятые тут расставлены со смыслом и не всегда правильно. А правильность, то есть логику, Александр Александрович уважал больше литературы, что позволяло ему писать изумительные тексты. Как такой человек мог вообще что-нибудь написать? — спросите Вы. А я отвечу — талант, и ничего больше. На е
...
Читать дальше »
1469 — Дезидерий ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Desiderius Erasmus Roterodamus) (настоящее имя Герхард Герхардс (Дезидерий Эразм — латинское прочтение)) (ок.1469 — 12.07.1536), гуманист эпохи Возрождения; нидерландский ученый, писатель; редактор и переводчик античной классики; первый издатель Нового Завета на греческом языке; сатирик.
Родился в Роттердаме, вероятно, 28 октября 1466 года (разброс возможных дат рождения находится в пределах 1465-1469). Незаконнорожденный сын Герарда из Гоуды, ставшего священником, и дочери лекаря из Севенбергена, его служанки. В четырнадцать лет лишился отца и матери. Поддавшись на уговоры опекуна, подстригся в монахи. Учился в основном у тех же монахов и занимался самообразованием, уделяя особое внимание античной литературе. Первая книга, «Пословицы» (Adagia) — собрание латинских и греческих изречений из различных источников.
Из темноты полотна (да простят меня за этот затемнённый апокриф живописцы) Гольбейна
...
Читать дальше »
1828 — Николай Николаевич СТРАХОВ (Белгород — 5.02(24.01).1896, Петербург), российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). Переводчик ряда филос. трудов: К. Фишера («История новой философии»), Ф.А. Ланге («История материализма») и др. На его мировоззренческие позиции в первый период творчества большое влияние оказал Гегель, затем Шопенгауэр. Был близок к Ф.М. Достоевскому, являлся горячим поклонником Л.Н. Толстого, с которым его связывала личная дружба. Статьи о Л.Н. Толстом (в т.ч. о «Войне и мире»); первый биограф Достоевского. В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Для общемировоззренческой концепции СТРАХОВА характерен антропоцентризм. Считал, что центральное положение человека в природном бытии, если оно не будет истолковано религиозно, ведет к растворению человека в природе. Вне религиозного метафизичекого антропоцентризма загадка человека неразрешима, бытие
...
Читать дальше »
|