« 1 2 ... 8 9 10 11 12 13 14 »
1951 — Фестиваль советской культуры в Нью-Йорке, пишет газета «Правда»
«25 ноября в Нью-Йорке открылся организованный женским комитетом Национального совета американо-советской дружбы фестиваль советской культуры, посвященный 34-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и 18-й годовщине установления дипломатических отношений между Советским Союзом и США...
В течение всего дня зал был переполнен посетителями. К вечеру выставку посетило около полутора тысяч человек. В книжном киоске продано много советских книг, переведенных на английский язык, а также изданных Национальным советом американо-советской дружбы.
В большом количестве разошлась книга «Мы сами видели всё это», в которую включены рассказы 19 американцев и американок — делегатов 2-го Всемирного конгресса мира, ознакомившихся с мирным строительством в СССР во время своей поездки по Советскому Союзу в ноябре 1950 года.
В сборник включены статьи советских авторов и видных прогрессивных политических деятелей Соединенных Штатов. Сборник открывается переве
...
Читать дальше »
1925— Сергей ЕСЕНИН пишет своему другу журналиста ЧАГИНУ: «Пишу тебе из больницы. Опять лег. Зачем — не знаю, но, вероятно, и никто не знает… Нужно лечить нервы, а здесь фельдфебель на фельдфебеле. Их теория в том, что стены лечат лучше всех лекарств… Я говорю, что глухой Бетховен лучше слышащего плохого Рубинштейна и пьяный Эдгар По прекрасней трезвого Марка Криницкого. Все это нужно мне, может быть, только для того, чтобы избавиться от кой-каких скандалов. Избавлюсь, улажу, пошлю всех… и, вероятно, махну за границу. Там и мёртвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки. Не понимаю, почему Павлу Первому не пришло в голову заняться врачебным делом. Он бы смог. Он бы вылечил. Ведь его теория очень схожа с проблемами современных психиатров».
Мария ПЕТРОВЫХ
1919 — в северокавказской газете «Грозный» опубликована статья «Грядущие перспективы», подписанная как «М.Б.». Булгаков вспоминает: «Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнёс рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали». Этот «маленький рассказ» открывает известный альбом Булгакова, в котором он собирал свои публикации. Вот финал: «Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном и в буквальном смысле слова. Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станков для печатания денег… за всё! И мы выплатим. И только тогда, когда будет уже очень поздно, мы вновь начнём кое-что созидать, чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы. Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк, и десятилетия она так же легко «читает», как и отдельные годы. И мы, представители неудачливого поколения, умирая ещё в чине жалких банкротов, вынужден
...
Читать дальше »
«Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а дальше — ни тпрру, ни ну… У нас нет ни ближайших, ни отдалённых целей, и в нашей душе хоть шаром покати. Политики у нас нет, в революцию мы не верим, бога нет, привидений не боимся, а я лично даже смерти и слепоты не боюсь. Кто ничего не хочет, ни на что не надеется и ничего не боится, тот не может быть художником… Не знаю, что будет с нами через 10-20 лет, тогда, быть может, изменятся обстоятельства, но пока было бы опрометчиво ожидать от нас чего-нибудь действительно путного, независимо от того, талантливы мы или нет». Антон Чехов письмом Алексею Суворину, 1892 год.
Дмитрий КЕДРИН МАТЬ Война пройдёт — и слава богу. Но долго будет детвора Играть в «воздушную тревогу» Среди широкого двора. А мужики, на брёвнах сидя, Сочтут убитых и калек И, верно, вспомнят о «планиде», Под коей, дескать, человек. Старуха ж слова не проронит!.. Отворотясь, исподтишк
...
Читать дальше »
1907 — «Л.Н. не выходил до 11, тогда к нему зашла Юлия Ивановна проведать его. Ему нездоровится, спросил боржома; зачитался интересной книгой «The Sayings of Mohammed» («Изречения Магомета». — Л.М.). Принёс её и читал из неё вслух по-русски изречения. Некоторым удивлялся, что они — как его мысли, — например: «Кто губители веры? — Учёные, спорящие лицемеры, законодатели, короли». — Магометанство не признаёт монополии, — сказал к чему-то Л.Н. Софья Александровна: А вы Коран, магометан презирали. Л.Н. ответил, что он в Коране не нашёл таких хороших изречений, как в этой книжке, но что магометан всегда уважал. — У них отсутствие священства, жречества, единобожие. И Л.Н. обстоятельно разговорился об их достоинствах. Разговор перешёл на магометан в Думе и на Думу. Софья Александровна: А в Думе как политизируют священники (православные), и сколько их там! Л.Н.: Это недостойно их».
«Яснополянские записки» Д.П. Маковицкого.
1931 — Валентин КАТАЕВ в Париже, «Новое Русское Слово», Нью-Йорк «В Париже сейчас находится талантливый сов. писатель Валентин Катаев, автор "Растратчиков" и "Квадратуры Круга". Сотрудник "Энтрансижана" беседовал с ним в баре одного монпарнасского кафе. Катаев еще очень молод, ему не больше 30 лет; он одет в светло-серый костюм, на нем мягкий воротничок и плохо повязанный галстук. "В Париж я приехал впервые, — сказал писатель, своему собеседнику. — Мне очень нравится Париж. Это, пожалуй, самый буржуазный город во всем мире, но он имеет свою прелесть". Заговорили о современном русском театре. "Театр у нас постепенно эволюционирует. Постановка, на которую раньше обращали больше всего внимания, потеряла прежнее значение. Индивидуальность артиста снова выдвигается на первое место, по мере того как повышается уровень драматической продукции. Режиссеры больше придерживаются текста пьесы. Чисто политическая тенденция нашего театра не позволяет ставить в России французские пьесы. Тем не менее, Качалов будет играть в этом сезоне "Тартюфа" Мольера. Это — первая французская классическая вещь, которая пойдет на русской сцене со времени революции"…»
1929 — «В Лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт в переплавку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол…». Михаил ПРИШВИН, дневник.
Игорь СЕВЕРЯНИН * * * Мои стихи не очень вдохновенны Последний год… Не вдохновенны оттого, что пленны, А я все тот… Я не могу сказать всего, что надо, Хотя могу… И чтоб не лгать реально, — вот досада, — Фантазно лгу. Да, ваших дней волнующая проза — Больной вопрос… А потому — Миррэлия — как грёза, — Взамен всех проз!.. 9 ноября 1916, Гатчина
1923 — на допросе в милиции Сергей ЕСЕНИН даёт показания: «Сидел в пивной с приятелями, говорили о русской литературе. Я увидел типа, который прислушивался к нашему разговору. Я сказал приятелю, чтобы он плеснул ему в ухо пивом. После этого тип позвал милицию».
Фёдор СОЛОГУБ * * * Сатанята в моей комнате живут. Я тихонько призову их, — прибегут. Хорошо, что у меня работ не просят, А живут со мной всегда, меня не бросят. Вдруг меня обсядут, ждут, чтоб рассказал, Что я в жизни видел, что переживал. Говорю им были дней, давно минувших, Повесть долгую мечтаний обманувших; А потом они начнут и свой рассказ, Не стесняются ничуть своих проказ. В людях столько зла, что часто сатанёнок Вдруг заплачет, как обиженный ребёнок. Не милы им люди так же, как и мне. Им со мной побыть приятно в тишине. Уж привыкли, знают — я их не обижу, Улыбнусь, когда их р
...
Читать дальше »
1941 — жительница блокадного Ленинграда Елена СКРЯБИНА записывает в дневнике: «"Наше меню" сошло на утренний кофе с порцией хлеба, выдаваемого на день, и в шесть часов вечера мы съедаем суп, который я приношу из столовой. Врачи уверяют, что если брать два раза в неделю ванну и выпивать в день до трех стаканов жидкости, то можно прожить несколько месяцев. Я очень сомневаюсь в этом».
Николай ТИХОНОВ ПЕРЕКРЁСТОК УТОПИЙ Мир строится по новому масштабу. В крови, в пыли, под пушки и набат Возводим мы, отталкивая слабых, Утопий град — заветных мыслей град. Мы не должны, не можем и не смеем Оставить труд, заплакать и устать: Мы призваны великим чародеем Печальный век грядущим обновлять. Забыли петь, плясать и веселиться, — О нас потом и спляшут и споют, О нас потом научатся молиться, Благословят в крови начатый труд. Забыть нельзя — враги стеною сжали, Ты, пахарь, встань с оружием к
...
Читать дальше »
1937 — академик Петр КАПИЦА пишет письмо в правительство в знак протеста, что учёных лишают возможности читать иностранные журналы: «…Мы все знаем, что держат нас, как институток в закрытых учебных заведениях, и боятся, чтобы кто не лишил их невинности или не похитил…»
Фёдор СОЛОГУБ * * * Угол падения Равен углу отражения… В Сириус яркий вглядись: Чьи-то мечтания В томной тоске ожидания К этой звезде вознеслись. Где-то в Америке Иль на бушующем Тереке, — Как бы я мог рассчитать? — Ночью бессонною Эту мечту отражённую Кто-то посмеет принять. Далью великою Или недолею дикою Разлучены навсегда… Угол падения Равен углу отражения… Та же обоим звезда. 19 ноября 1926
|