03:03 21 февраля родился Алексей Елисеевич Кручёных | |
1886 — Алексей Елисеевич КРУЧЁНЫХ (— 17.06.1968), поэт-футурист. Иногда подписывался как Андрей КРУЧЁНЫХ. «Освобождение твори от ненужных удобств (через беспредметность)». Это слова из предисловия к поэтическому сборнику «Вселенская война Ъ», определяющие главную, по мнению автора, задачу «зауми». А с мыслями и словами автор явно дружил. И не просто дружил — остаётся до сих пор одним из величайших метафизиков русского языка… не превзойдённым. Родился русский поэт в крестьянской семье в пос. Оливское Херсонской губернии. Отцу удалось переехал в Херсон и занялся извозным делом. В 1902 году Алексей окончил Херсонское городское трёхкласное училище. Затем едет в Одессу поступать в одно из лучших средних художественных заведений того времени. Получил диплом учителя графических искусств (1902-06). По окончании училища вернулся в Херсон и стал преподавателем в женском профессиональном училище. Но уже через год Кручёных уезжает в Москву. Сотрудничает как художник в юмористическом журнале «Будильник» и др. изданиях, приобретает известность серией шаржей и карикатур на писателей, художников и учёных под названием «Вся Москва в карикатурах». В 1909 принял участие в художественных выставках «Импрессионисты» (Петербург) и «Венок» (Херсон). В херсонской газете «Родной край» дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик. Познакомившись, ещё будучи в Херсоне, с Д. Бурлюком, а позднее с В. Маяковским, начиная с 1912 года активно выступает в рядах основных авторов и теоретиков русского футуризма, участвует в альманахах «Садок Судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», «Дохлая луна», выпускает теоретические брошюры «Слово как таковое», «Тайные пороки академиков» и авторские сборники «Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ», которые целиком (включая шрифт) сам и рисует. Наиболее широко известная публикация в соавторстве с Велимиром Хлебниковым поэмы «Игра в аду», оформленная художниками М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Именно публикация, поскольку это один из первых образцов нового типа поэтической книги — целиком литографической. В своих воспоминаниях Кручёных отозвался об этом опыте, как «иронической, сделанной под лубок издёвкой над архаическим чёртом». Кручёных занимает крайне левую позицию среди кубофутуристов. Автор либретто футуристической оперы «Победа над солнцем» (музыка Михаила Матюшина), в которой провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом. Совместно с В. Маяковским написал манифест футуристов с пресловутым тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В дальнейшем становится первооткрывателем и теоретиком русской поэтической «зауми», пишет, ставшее классикой пятистишье, о котором сам же говорит, что в нём «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина»… дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз Из всего ближайшего окружения, идея создания языка, где новые смыслы создаются звучанием слова, была реализована Кручёных наиболее последовательно. Плодовитость и импульсивность никогда не изменяли поэту. Он пишет стихи, статьи, манифесты, оперы, рисует и выступает с лекциями. Избегая мобилизации во время Первой мировой, уезжает на Кавказ учительствовать. В 1916 призывается на военную службу в качестве чертёжника на строительстве Эрзерумской железной дороги в Сарыкамыше. Наездами бывает в Тифлисе, где активно участвует в организациях и группах футуристов, много печатается. В книге «Малахолия в капоте» (1918) наиболее полно излагает свою теорию «сдвига». Осенью 1921 года возвращается в Москву и становится активным участником группы «Леф» («Левый фронт»), которую возглавляет Маяковский. Кручёный осваивает для себя новые литературные жанры, такие как уголовные романы в стихах или лирические сборники. Зачастую критика встречает его произведения недоброжелательно. Алексей Елисеевич ни в чём не знает меры. Он сам вокруг себя создаёт мифы и легенды, где предстаёт в ореоле «великого заумника», «буки русской литературы». Впоследствии Маяковский скажет о нём, как о «футуристическом иезуите слова». Для Кручёных бурная деятельность заканчивается в 1928 году, после выхода книги «Приёмы ленинской речи». С этих пор его произведения существуют лишь самиздатом. По окончании футуристической эпохи Кручёных занимался библиографией и коллекционированием. Собирает книги, продаёт свои машинописные сборники и написанные им портреты писателей в архивы и музеи. Во время Великой Отечественной войны остался в Москве, продолжал писать стихи, сотрудничал в «Окнах ТАСС». Рекомендация в Союз писателей, данная И. Эренбургом, спасла Кручёных от голодной смерти. Когда умер Алексей Елисеевич Кручёных (в возрасте 82-х лет), 86-летний Корней Чуковский, свидетель первых выступлений футуристов, записал в дневнике: «Странно. Он казался бессмертным… Он один оставался из всего Маяковского окружения». http://www.krugosvet.ru/articles/68/1006880/1006880a1.htm (источник) http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=975 (произведения) http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1413 (читает автор) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 828 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!