03:40 21 ноября родился Вольтер | |
![]() Его философские поэмы редкий образец стихотворной формы и выразительности. Его исторические труды уникальны. Но более всего, на мой взгляд, заслуживает внимание одно из известнейших его философских повестей «Кандит» (Candide, 1759). Не только сочинения Вольтера, но и сама его жизнь теперь напоминает художественное произведение, сотканное из многочисленных мистификаций, легенд и анекдотов. У Вольтера спросили: — Каковы ваши отношения с Богом? — Мы здороваемся, но не разговариваем. Вольтер встретился с французским художником Жозефом Верне и сказал ему: «Мсье Верне! Вы станете бессмертным, так как ваши краски самые лучшие и прочные в мире». Художник скромно ответил: «Мои краски не могут равняться с вашими чернилами». Вольтера спросили: «В чём разница между хорошим и прекрасным?» Вольтер ответил: «Хорошее требует доказательств, а прекрасное не требует». Один адвокат явился к Вольтеру и приветствовал его словами: «Я пришёл поклониться светочу мира!» Вольтер тотчас же велел принести щипцы для снятия нагара. Вольтер высоко оценивал учёные труды доктора Галлера. Однажды ему сказали, что Галлер не так уж хорошо отзывается о трудах самого Вольтера. Вольтер на это ответил: «Удел смертных — ошибаться. Возможно, мы оба ошибаемся». Уже перед смертью Вольтер в ответ на предложение священника отречься от дьявола отказался: «Теперь не время наживать себе новых врагов». Родился в Париже. Поскольку его отец был нотариусом и человеком мыслящим практически, то мальчик и отправился по юридической стезе. Учился в иезуитском колледже Людовика Великого в Париже «латыни и всяким глупостям» у лучших учителей того времени, а затем был определён при участии отца в контору адвоката Аллена изучать законы. Вместо этого Аруэ (о происхождении псевдонима «Вольтер» спорят до сих пор) очень скоро приобрел репутацию острослова, молодого человека с радикальными взглядами и автора сатирических стихов. За последние, в адрес регента и его дочери, молодой человек попадает в Бастилию. Затем ещё и ещё раз, то за сочинения уже приписываемые ему, которых Вольтер никогда не писал (но мог бы!), то за драку с дворянином, которого собирался вызвать на дуэль, да тот имел связи. Вот, что называется судьба. В 1718 году была поставлена пьеса «Эдип», которая имела большой успех на сцене «Комеди Франсез». Тогда Аруэ и взял себе псевдоним Вольтер, приписав к имени без ложной скромности аристократическое «де». Успех был действительно шумным и благосклонность короля позволяла думать о себе всё лучше и лучше. Тогда же появился первый вариант эпической поэмы о Генрихе IV, которая впоследствии стала именоваться «Генриада». Последняя отсидка (за драку с дворянином) стоила Вольтеру тем, что он был освобождён лишь с условием выезда за границу, и Вольтер подался в Англию. Там он прожил всего три года. Но знакомство со Свифтом, Попом, работами Ньютона и Локка сделают так, что о нём говорят: «Вольтер покинул Францию поэтом, а возвратился мудрецом». По возвращении Вольтер издаёт свои английские впечатления под названием «Философские письма». Королевские привилегии и удачные капиталовложения приносят ему хороший доход. Но книга, в которой по какой-то чистой случайности утверждалось, что английское общество лучше французского, конфискована (1734), издатель в Бастилии, а Вольтер бежит на границу с Лотарингией к маркизе дю Шатлэ, «божественной Эмилии», в её замок Сир, где в течение последующих 15 лет они разделяют совместное увлечение литературой, Ньютоном и Локком. Вольтер пишет драмы, рассказы, поэмы, исторические труды, философские повести. В 1745 году он назначен королевским историографом, избран во Французскую Академию. В 1746 году Вольтер становится «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню». В сентябре 1749 года мадам дю Шатле скончалась, а Вольтер как-то написал поэму, восхвалявшую фаворитку короля мадам Помпадур, которая не пришлась по вкусу ни королеве, ни самому королю. Опять обстоятельства сложились не в его пользу. Отчего в 1750 году Вольтер отправляется подальше от Франции в Германию ко двору и по приглашению Фридриха II Великого. Этот просвещённый монарх сам пишет стихи и прозу, которые Вольтеру приходится редактировать и отчасти бессмысленно спорить с «покровителем искусств». Ещё Вольтера уличают в неблаговидных денежных спекуляциях, а ещё он постоянно нападает с критикой на президента физико-математического отделения Берлинской академии, кстати, тоже француза. В конце концов, Вольтер предпочитает вырваться «из львиных когтей». У него теперь достаточно средств, чтобы обзавестись собственным поместьем. Он приобретает вначале имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), а затем ещё два: Турнэ и Ферней. Они примечательны тем, что находятся по разные стороны границы Франции и Швейцарии, совсем недалеко друг от друга. Теперь Вольтер мог в любой момент ускользнуть от преследователей и недоброжелателей как с той, так и с другой стороны. С 1758 по 1778 годы Вольтер свободно «царил» в своём маленьком королевстве. Он вёл обширную переписку, отправляя порой до тридцати писем в день. Устроил часовые и ткацкие мастерские, гончарное производство, ставил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии и даже ссужал аристократов деньгами. Но главное, Ферней стал местом паломничества всей свободолюбивой Европы. Вольтера можно назвать одним из первых правозащитников эпохи Просвещения. Там написаны, в ряду многих других, такие произведения, как «Мемуары», «Трактат о веротерпимости», «Опыт о нравах и духе народов» и «Философский словарь». В феврале 1778 года Вольтер, по многочисленным просьбам, возвращается в Париж как победитель. При враждебном безучастии короля поклонники надевают на него лавровый венок. Он приобретает особняк на улице Ришелье и продолжает активно работать, принимает сотни посетителей, в том числе Б. Франклина, увлекается одним начинанием за другим. Но страшные боли, происхождение которых вначале было неясно, не утихают даже под опий. В начале мая 1778 года ему был поставлен неутешительный диагноз — рак предстательной железы. Несмотря на то, что Вольтер за несколько месяцев до кончины попытался помириться с церковью, сделав публичное заявление о своих прегрешениях, его похороны в Париже были запрещены. Уже мёртвого, одетого в ночной колпак и в халате, его усадили в карету и за 12 часов доставили в аббатство Сельер в Шампани, где и предали земле. Запрещение о похоронах местного епископа запоздало. «С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом». http://lib.ru/INOOLD/WOLTER/ (произведения)
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-2921.htm (литературная энциклопедия) http://www.krugosvet.ru/articles/32/1003229/1003229a1.htm (биография) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 756 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!