00:54 20 ноября умер Лев Николаевич Толстой | |
В 1910 году умер великий русский писатель (возможно, что и единственный) граф Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (9.09(28.08).1828, усадьба Ясная Поляна Тульской обл. — 20(7).11.1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязанско-уральской жел. дор.; похоронен в Ясной Поляне).
Лев Николаевич если не переведён ещё на все языки мира, то уж близится к тому. В любом случае, он самый переводимый не только в России, но и в мире литератор, философ, публицист, прочее, прочее. Его произведения сегодня читают на 320 языках. При этом ничуть не умолкают яростные споры вокруг его жизни и творчества. Именно в такой последовательности (жизни, а потом уж творчества), поскольку ничто так не занимало «народного графа», не было единственным и естественным предметом его внимания, как сама жизнь.
«Восемьдесят тысяч лье вокруг себя самого», как выразился кто-то из современников Льва Николаевича о предмете его духовных исканий. Подсчитайте сами: из 90 томов его полного собрания сочинений 13 составляют дневники и 31 – письма. Он рассказал о себе самом в таком количестве, сколько не удалось пока ни одному рефлексирующему графоману. И даже всякое художественное произведение, по его собственным словам, это «кусок своего мяса». Да каковы, по вашему мнению, должны быть результаты творчества, цель которого найти и обрести самого себя в этом противоречивом мире? С одной стороны, отлучённого от Православной церкви, его назвали «Апостолом любви» простые православные люди — с такой надписью безымянные железнодорожники первыми поднесли венок к его смертному ложу. С другой, роман «Анна Каренина», увлекающий своими водоворотами, безднами человеческой натуры, фигурирует в учебниках по психологии, как самый известный ошибочный психоанализ поступков человека. Да и есть ли у Толстого эти разные стороны? Или их так много, этих сторон, что мы не в состоянии найти противоположные, противоречивые в своих крайних суждениях о нём мнения? Или он столь многогранен, что нам гораздо интереснее и полезнее видеть его в непрерывном духе тех противоречий, который и составляет, по существу, единого человека? Толстой пишет о романе следующее… «Я как-то после работы взял том Пушкина и, как всегда (кажется, седьмой раз), перечёл всего, не в силах оторваться, и как будто вновь читал. Но мало того, он как будто разрешил все мои сомнения. Не только Пушкиным прежде, но ничем я, кажется, никогда я так не восхищался. “Выстрел”, “Египетские ночи”, “Капитанская дочка”!!! И там есть отрывок “Гости собирались на дачу”. Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который будет готов, если бог даст здоровья, через две недели». ( Письмо Л.Т. к Н. Н. Страхову. 25 марта 1873 г.) Толстой не просто само противоречие и сложнейшая архитектура души человеческой, которую когда-либо удавалось самому художнику отразить в творчестве — ему постоянно удаётся звучание первозданной целостности, он всё во всём. Он переводит индийский вариант Баба Бхарати, собирает материалы о Будде, посвящает статьи Лао-Цзы и в той же равной степени величайшего почтения относится и к Конфуцию (антагонисту Дао). Сократ и Платон, Марк Аврелий и Франциск Ассизский, Кант и Шопенгауэр — это далеко не весь перечень отнюдь не слепого изучения философских и религиозных систем, но это материал к своему собственному этико-религиозному учению. Толстой пишущий философ и одновременно мыслящий писатель, который предъявляет к себе крайние в художественном исполнении требования духовного перерождения. Покинув родной дом в возрасте 72 лет и в пути заболев воспалением лёгких, Лев Николаевич умирает на станции Астапово. По завещанию его хоронят в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. «Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение моё в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни.
Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твоё и моё положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всём, чем я был виноват перед тобой, так же как и я от всей души прощаю тебя во всём том, чем ты могла быть виновата передо мной. Советую тебе помириться с тем новым положением, в которое ставит тебя мой отъезд, и не иметь против меня недоброго чувства. Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будет знать, где я, и перешлёт мне, что нужно; сказать же о том, где я, она не может, потому что я взял с неё обещание не говорить этого никому». 28 октября 1910 г., Лев Толстой. Мы также не станем преследовать графа в его исканиях и уже посмертных скитаниях в наших собственных о нём представлениях. Возможно (я даже на это надеюсь), что эти искания продолжились и имели успех за пределами некогда метущейся и жаждущей охватить необъятное земной жизни при других обстоятельствах и с другими мечтами. «Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их». http://www.levtolstoy.org.ru/ (сайт, посвящённый писателю)
| |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 1019 | |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!