02:32 16 ноября родился Александр Григорьевич АРХАНГЕЛЬСКИЙ | |
1889 — Александр Григорьевич АРХАНГЕЛЬСКИЙ (— 12.10.1938), поэт-сатирик, сотрудник журнала «Крокодил», обладал исключительным талантом пародиста, имитируя стили. До Александра Григорьевича жанр породи был лишь «побочным продуктом», совмещавшийся с писанием «всерьёз».
Итак — о детстве. Я родился в Ейске На Северном Кавказе. Мать моя Была по специальности швея. Отец был спец по части брадобрейской. Рано потерял отца, не смог получить образование. В 1906 году поступил конторщиком в пароходную компанию, сблизился с большевиками. В 1907 был арестован за распространение листовок. Сам расписал вехи своей биографии следующим образом… «1906 – 1907 — конторщик, пароходное общество, г. Ейск; 1907 – 1908 — 13 месяцев арестант, тюрьма, г. Ейск; 1908 — 1909 — конторщик, г. Ростов; 1910 – 1914 — счетчик-статистик, г. Петербург; 1914 — 1919 — счетчик-стагистик Губстатбюро, г. Чернигов; 1920 – 1922 — редактор газеты, г. Ейск; 1922 – 1924 — литсотрудник, журналы "Работница", "Крокодил", г. Москва; с 1925 — заведующий редакцией журнала "Лапоть"». На первые стихотворные опыты Гумилёв дал в 1910 году следующий отзыв: «Исполняя Вашу просьбу, пишу Вам о Ваших стихах. По моему мнению, они несколько ходульны по мысли, неоригинальны по построению, эпитеты в них случайны, выражения и образы неточны. От всех этих недостатков, конечно, легко отделаться, серьезно работая над собой и изучая других поэтов, лучше всего классиков — но пока Вы не совершили этой работы, выступленье Ваше в печать было бы опасно прежде всего для Вас самих, как для начинающего поэта». В 1913 году Александр Блок записал в дневник: «Позже пришел г-н Архангельский со своей женой (невенчаны). Характерные южане, плохо говорящие по-русски интеллигенты, парень без денег, но и без власти, без таланта, сидел в тюрьме, в жизни видел много, глаза прямые. Это все — тот "миллион", к которому можно выходить лишь в броне, закованным в форму; иначе эти милые люди, "молодежь" с "исканиями" — растащит всё твоё, все драгоценности разменяет на медные гроши, все растеряет, разиня рот… Сидели до 2-х часов ночи, г-н Архангельский всё разевал на меня рот, дивился, что я за человек». В 1919 вышла первая книга его стихов «Черные облака», которая лишь подтвердила эклектизм и вторичность «серьёзных» намерений Архангельского. По словам рецензента А. Смирнова: «По существу, эти подражания, непретенциозные и довольно умелые, не плохи. Автор сознательно идёт на выучку к старшим. Хуже выходит, когда он пытается быть самостоятельным». В 1920–1921 редактирует «Известия Ейского исполкома», публикуя там под своим именем и различными псевдонимами злободневные стихотворные фельетоны, статьи и заметки, в 1921 печатает в коллективном сборнике «Конь и лани» стихи, почти пародийно подражающие В.В. Маяковскому. В 1922 году Архангельский едет делегатом на Всероссийский съезд РОСТА в Москву, где остаётся корреспондентом «Рабочей газеты» и начинает активно выступать (до 1932) в журнале «Крокодил», а также (с 1925) в сатирических журналах «Лапоть» (за подписью Архип), «Бегемот», «Красный перец», «Смехач», «Огонек» и др. изданиях с юмористическими стихами и рассказами. Лишь какая-то удивительная работоспособность Александра Григорьевича привела его к завоеванию своей литературной ниши. Вернее, он её ни у кого не отвоёвывал. Он сделал её для себя сам, собственноручно. И действительно, изначальная «болезнь» подражательства могла бы убедить Александра Григорьевича в собственной бездарности. Но вдруг он начинает пользоваться этой слабой стороной своего творчества, перенимать чужие ритмы, примерять реалии на самого себя, и «срастание» станет одной из основ его пародий и их поразительной популярности. «Пародия должна отвечать тем же требованиям, которые предъявляются критике», — скажет он впоследствии. Он и превратит в самобытный род художественной критики жанр, до этого находящийся на задворках понимания у серьёзной публики. Более того, многие поэты просто обязаны ему своим местом в истории литературы. Одной из значительных вех в его творчестве окажется дружба с художниками Кукрынистами. Его пародии и эпиграммы в сочетании с их рисунками так и остались непревзойдённым сатирическим шедевром. СРОКИ Народ, как дом без кром… Ты без него ничто. Он, как своё изделье, Кладёт под долото Твои мечты и цели. Б. Пастернак. «Из летних записок» *** На даче ночь. В трюмо Сквозь дождь играют Брамса. Я весь навзрыд промок. Сожмусь в комок. Не сдамся. На даче дождь. Разбой Стихий, свистков и выжиг. Эпоха, я тобой, Как прачкой, буду выжат. Ты душу мне потом Надавишь, как пипетку. Расширишь долотом Мою грудную клетку. Когда ремонт груди Закончится в опросах, Не стану разводить Турусы на колесах. Скажу как на духу, К тугому уху свесясь, Что к внятному стиху Приду лет через десять. Не буду бить в набат, Не поглядевши в святцы, Куда ведёт судьба, Пойму лет через двадцать. И под конец, узнав, Что я уже не в шорах, Я сдамся тем, кто прав, Лет, видно, через сорок. http://lib.baikal.net/koi.cgi/RUSSLIT/ARHANGELSKY/epigrammy.txt (источник) http://parody.poetry.com.ua/autors/01-a/arhangel/index.html (произведения) http://www.krugosvet.ru/articles/67/1006731/1006731a1.htm (биография) http://lib.ru/RUSSLIT/ARHANGELSKY/epigrammy.txt (произведения) Умер Архангельский в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище. | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 777 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!