Супраментальный роман » Изобретение письменности » 2010 » Март » 1 » творчество и не-творчество
творчество и не-творчество
Студенты часто задают вопрос: чем творчество отличается от не-творчества? Не то, чтобы они спрашивали ежедневно и в каких-то равных посредственных промежутках. Возможно, популярность вопроса объясняется не только темой моего семинара — практика творчества. Как-то Юрий Лотман говорил… «Если вы меня спросите, что такое добро, я с большим трудом объясню вам это понятие. Но отличить в жизни добро от зла вы всегда сможете. Что такое — честный человек? Чтобы объяснить это, нужно писать фолианты по этике. Но в жизни честного человека вы всегда отличите». Что такое творчество? Что такое искусство вообще? И фолианты написаны. И в жизни отличить подлинник художника от проделки мастерового крайне сложно — сформулировать представление, основываясь не столько на собственном вкусе, а на чём-то более существенном, доступном пониманию всех и каждого… в конце концов на том, на чём все наши вкусы зиждутся. Проблема восприятия в особенности видна, когда до нас ещё никто из авторитетных критиков не сформировал «общественного мнения». Может быть, поэтому студентов литературного семинара так волнует этот вопрос? Ведь подлинный художник (я постоянно называю литератора художником, чтобы отличить его от всякой в нашем роду документалистики) до конца и сам не знает, что получилось в результате его вдохновенного труда? И мучается сей художник не пространной рефлексией, а вопрос, как говорится, стоит ребром шекспировской драмы: «быть или не быть»?

Я не знаю, как в общих чертах отличить искусство от не-искусства. Давайте, этот вопрос обратим внутрь себя. Ведь искусство дано нам в первую очередь для развития души. В соответствии с опытом, её состоянием каждый волен за себя определять необходимость, полезность того или иного восприятия. В какие-то периоды жизни мы читаем примитивные детективчики, в какие-то того же Лотмана. Пути познания себя, как говорится, неисповедимы. Каждый идёт своим путём и в искусстве и в жизни. Тут необходимость общей оценки носит лишь формальный характер. А мы с вами занимаемся не риторикой, а практикой. Поэтому я никогда не скажу вам — каков должен быть результат по форме выражения. Но я точно знаю из чего надо исходить, какова мотивация творчества. Если вы касаетесь руки другого человека и при этом хотите чтобы он вас почувствовал, оценил — вы занимаетесь самовыражением. Хватаете, сжимаете, ласкаете — почувствуйте, мол, каков я! Это всё выпендрёж. Даром, виденьем, на которое ложится вдохновение, а не возбуждение, называется то, когда вы берёте руку, чтобы принять, мыслить, чувствовать другого человека, дарить ему добро. Так начинается творчество. Сложнейший механизм проникновения внутрь иной души, другой вселенной. И тут потребуется подлинное мастерство, дабы не наследить, а войти как художник, задать дополнительный импульс, направить, преобразить. Искусство это действо, а форма может быть любой, даже самой неожиданной. Неожиданной и для самого художника, поскольку в этом действе он первая жертва как личность. Ему придётся пожертвовать своим «я», чтобы раствориться в другом. Единственно чем он не должен жертвовать, это зерном своего духа, потому что оно от Бога. Это зерно он несёт в себе как дар. Другого дара у художника нет. Его он и передаёт своему читателю, от него читатель сам заражается творчеством.

Я так часто отвечаю на этот вопрос даже перед самим собой, что вот… решил записать его без всякого дополнительного антуража. Но момент соприкосновения (рука в руке) вполне передаёт изначальный интимный характер искусства. Ещё раз осознать этот образ и развить…
Категория: Изобретение письменности | Просмотров: 681 | автор: Сергей Каревский




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть