Главная » Литературный Ежедневник » 2015 » Август » 26 » В мире без дураков
16:19
В мире без дураков
О Саше Соколове редко пишут традиционно... то есть так, как можно преподавать в школе этого загадочного, во многом необъяснимого писателя. 

источник: 

РЕКА НАЗЫВАЛАСЬ…
или Конаковское вдохновение Саши Соколова


Бывали в судьбе Конаковского района встречи мимолётные. С людьми, оказавшимися в этих местах случайно, волей случая или попросту проездом, как это было с "тремя великими Александрами" - Пушкиным, Герценым и Островским. И всякий раз такие встречи оставляли в жизни этих людей неизгладимый след, и так или иначе находили своё отражение в литературе. Был в литературной истории Конаковского района (а если точнее - то Завидово) и ещё один Александр, занесённый сюда в 1972 году. Чуть менее года длилось его свидание с Конаковской землёй, но именно этот год стал поворотным в жизни этого одного из самых необычных советских писателей.

* * *
“Дорогой Леонардо, недавно (сию минуту, в скором времени) я плыл (плыву, буду плыть) на весельной лодке по большой реке. До этого (после этого) я много раз бывал (буду бывать) там и хорошо знаком с окрестностями. Была (есть, будет) очень хорошая погода, а река - тихая и широкая, а на берегу, на одном из берегов, куковала кукушка (кукует, будет куковать), и она, когда я бросил (брошу) весла, чтобы отдохнуть, напела (напоет) мне много лет жизни. Но это было (есть, будет) глупо с ее стороны, потому что я был совершенно уверен (уверен, буду уверен), что умру очень скоро, если уже не умер. Но кукушка не знала об этом и, надо полагать, моя жизнь интересовала ее в гораздо меньшей степени, чем ее жизнь – меня”.




Саша Соколов. “Школа для дураков”

Саша Соколов (полное имя - Соколов Александр Всеволодович) – пожалуй, самый яркий русский писатель конца ХХ века, родился 6 ноября 1943 г. в Оттаве (Канада) в семье советского дипломата. В 1947 г. семья переезжает в Москву, и в 1950 г. будущий писатель поступает в школу, где вольнолюбивый характер приносит ему массу неприятностей – поговаривали даже о переводе его в спецшколу. Однако уже тогда проявился недюжинный талант молодого ученика - юный Саша пишет эпиграммы и пародии, а в 12 лет - и приключенческую повесть. В 1961 году Саша поступает в Военный институт иностранных языков, но военным переводчиком так и не становится: 12 февраля 1965 г. он вступает в литобъединение СМОГ (аббревиатура «Смелость. Мысль. Образ. Глубина»; иронически расшифровывается как «Самое Молодое Общество Гениев»).

Под псевдонимом Велигош публикуется в самиздатском журнале “Авангард”, поступает на факультет журналистики МГУ, работает корреспондентом газеты “Литературная Россия”. Кроме того, печатается в периодике, и за рассказ “Старый штурман” получает премию “За лучший рассказ о слепых”. Казалось бы, перед молодым журналистом и писателем распахнуты все двери, но Соколову неймётся, и после нескольких скандальных выходок и даже попытки перейти границу он решает скрыться "из самой истории, чтобы стать свободным, а значит иметь возможность сочинять”. В те годы в СССР только начало зарождаться явление, которое позже Борис Гребенщиков охарактеризует как "поколение дворников и сторожей". На западе это называют downshifting, но в СССР истинной причиной ухода молодых "в низы" заключалась в стремлении как можно меньше зависеть от условностей общества и получить возможность для свободного творчества.

Вот и Саша Соколов решает бросить вполне себе безбедную жизнь столичного журналиста и с мая 1972 г. устраивается работать... егерем в Безбородовском охотничьем хозяйстве Калининской (ныне Тверской) области. 

"Школу для дураков", - признается Саша Соколов, - “я написал в России, на Волге. Я работал там егерем в одном лесном хозяйстве... Решил жить за городом, на воле".

Здесь, на берегу Волги и разворачиваются события романа, который принесет ему мировую славу. В основе “Школы для дураков” – действия, происходящие в дачном поселке вблизи небольшого городка и спецшколе, о которых повествует один из ее учеников, страдающий раздвоением личности. Сюжет романа необычен тем, что описанные события соединяются с воспоминаниями героев: привычное линейное время сталкивается с циклическим или мифологическим. Образы, имена, сами герои романа сливаются, подменяют друг друга. Ветка акации у железной дороги становится любимой девушкой по имени Вета Акатова, почтальон Михеев сравнивается с академиком Павловым (оба катаются по дачам на велосипедах), любимый учитель географии Норвегов – болтун и ветрогон - превращается в грозного повелителя погоды, наставника и философа. Роман трудно пересказывать потому что он больше напоминает музыку: все дело в том, что построен он по номерному принципу, как сочинялись оратории и оперы XVII и XVIII в.в. Музыкальность заложена в самом названии: “школами” назывались раньше сборники пьес для начинающих музыкантов. Один из ключевых моментов романа – сорванная белая речная лилия, символизирующая переход подростка в мир взрослых; столкновение сказочной простоты, гибкости и целостности с отталкивающей косностью, увяданием и умиранием.

В октябре 1975 г. Соколов приезжает в Вену, где устраивается на работу столяром в мебельной фабрике и практически не участвует в культурной жизни. Еще до публикации книги (в 1976 на русском и в 1977 г. на английском) у писателя складывается репутация одного из лучших русскоязычных писателей. О рукописи книги тепло отзываются Н.Берберова, И.Бродский. А В.Набоков называет ее “обаятельной, трагической и трогательной” и сопровождает своим высказыванием английскую версию романа. “Школа для дураков” выходит в знаменитом издательства К. Проффера “Ардис”. Издатель ждет от автора нового романа, который был начат еще в союзе, однако Соколов, как и прежде, тщательно работает над словом. Первый вариант второй книги был закончен в 1978 г., но из-за критики редакции и знакомых он перерабатывается. Второй роман - “Между собакой и волком” выходит в свет только в 1980 г.. Интересно, что эта книга, написанная уже в Америке, также затрагивает период работы писателя егерем в Конаковском районе.

“Волчья река это, паря, твоя родня. Ты скажи ей: ау, старшая, напои меня, огорченного, текучей собой, накорми перехожего своими ракушками, мне их побольше дай, они приятны на вкус. Их предоставь лишь, а соль и спички имею с собой всегда, ну и спать, разумеется, уложи вдоль течения, камышек под затылок помягче сунь. И она говорит: для тебя мне, Илюша из Городнищ, ничего, если разобраться, не жаль; например, воды - хоть залейся; и такое же положение с ракушками - кушай и не считай. А камышек - хочешь под голову, хочешь - на шею дам, отдыхай тогда на здоровье хоть до Страшнеющего Суда”.


“Между собакой и волком”

Популярность Саши Соколова растет, он преподает, выступает с лекциями в Америке и Канаде, участвует в литературных конференциях и работает над следующим, третьим романом “Палисандрия”, который будет напечатан в 1985 г.. В то же время, писатель держится узкого круга друзей, а в 1986 г. устраивается на работу тренером по лыжам в Вермонте. Творчество Соколова популяризируют за рубежом (В. Аксенов) и в России (Т. Толстая), летом 1989 г. он приезжает в Москву, где работает над четвертым романом (рукопись затем сгорит в Греции). В мае 1996 г. Саше Соколову вручают Пушкинскую премию в Москве. Из-за крайне небольшого количества напечатанных произведений (три романа, несколько циклов стихов и несколько критических статей) Сашу Соколова называют “русским Сэллинджером”. Отвечая на вопросы о смысле творчества он определял его так: "Литература для меня - игра, не в обыденном смысле, а в высоком и серьезном. <…> Литература - искусство обращения со словом. Но я люблю язык не вообще, а именно русский язык. <…> В русском есть вещи, которые напрочь отсутствуют в других языках и без которых мне было бы неинтересно".

По признанию Соколова, несколько лет, проведенных им в деревне (где и писалась «Школа для дураков»), среди стариков, дали ему больше, чем пять лет университета: "Старики подкованы Новым Заветом, молитвами, Евангелием, которые знают почти наизусть. Духовная традиция не нарушена, живость мысли сохраняется. Литературная традиция заменяется устной: сказы, бывальщины, словотворчество". Собственно из этого и вырастает проза Саши Соколова, называющего себя авангардистом и в свое время заметившего, что Гоголь, "вышедший из народных преданий, был авангардистом своего времени".

Стоит отдельно рассказать об этом уникальном заповеднике, где была написана, возможно, самая удивительная книга нашего времени. Безбородовское охотничье хозяйство было образовано в 1957 г. и является особо охраняемой природной территорией, государственным природным заказником с общей площадью более 30 тысяч гектар. Охотничьи угодья разделены на два участка – Безбородовский (расположен на 119 км шоссе Москва-С-Петербург) и Торжокский (на 236 км). На территории заповедника находятся реки Волга, Шоша, Дойбица, Логовежь, Средняя и Локотенка. Хозяйство привлекает как охотников, так и рыболовов. На протяжении многих лет в хозяйстве проводятся посольские охоты, организованные МИД РФ. В 2007 году хозяйство было аттестовано Объединенным Европейским клубом охотников и внесено о Общеевропейский реестр (1707г.) и рекомендовано для проведения охот членами Европейского Клуба охотников Ордена Святого Юбера. 

В Безбородовском государственном опытном охотничьем хозяйстве для организации отдыха и проведения охот имеются комфортабельные дома охотника, а на базах есть в наличие прогулочные лодки, катера и снегоходы. 

А вот хотя бы таблички с упоминанием имени Саши Соколова на территории хозяйства нет. 

По крайней мере, пока.
Категория: НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ | Просмотров: 416




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть