« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 23 24 »
1871 — Грация Деледда (Grazia Deledda) (1875–1936), итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии (романы «Пепел», «Мать», «Тоска по родине»). Родилась в деревушке Нуоро на Сардинии. Отец — состоятельный юрист, трижды избираемый мэром. Мать — урожденная Франческа Камбоса, как и многие женщины той горной деревушки была неграмотной. Позднее Грация называет свою родину «поселением бронзового века», но отнюдь не презрительно, скорее — как близкие родственники, которые высказывают друг другу своё мнение без обиняков. Училась в местной начальной школе и брала частные уроки итальянского и французского языков. Читает русскую прозу, романы Гюго и Бальзака, увлекается сардинскими балладами и легендами. Первые литературные опыты, стихи и проза, Грации относятся ещё к восьмилетнему возрасту. Они основаны на местном фольклоре. К тому же у девочки просто дар рассказчика. Она и позднее не уйдёт в своём творчестве дальше психологии простых Сардинцев, но их природа и реалии предстанут во всей красе. И через сто лет критики отметят: «несмотря на то, что манера Д. в настоящее время несколько устарела, описанные ею человеческие взаимоотношения трогают до сих пор, а непретенциозный стиль по-прежнему звучит убедительно». Ей было всего 15 лет, когда рассказ «Сардинская кровь» («Sangue sardo») появился на страницах римского иллюстри
...
Читать дальше »
1852 — Эмилия Пардо Басан (Emilia Pardo Bazan) (— 12.05.1921, Мадрид), испанская писательница, литературовед, историк, общественный деятель. Её детство можно назвать счастливым. Отец — Дон Хосе Пардо Базан, видный политический деятель Испании, не лишённый средств и возможностей. Мать — Амалиа де ла Руа, как и её муж, всячески поощряет интерес и сочувствует занятиям дочери творчеством и, в частности, литературой. Большая семейная библиотека открывает Эмилии уже в раннем возрасте — Сервантеса и Библию, мексиканские новеллы и Плутарха, книги о французской революции и «Иллиаду» Гомера. «Моё первое литературное воспоминание касается исторически примечательной и уже отдалённой даты: завершения войны в Африке, ставшим для меня значительным событием и толчком для творчества, ведь именно тогда я увидела свою первую Музу… Я сидела в своей комнате и писала мои первые стихотворения про Африку. Возможно, меня озарила какая-то догадка, что они должны быть непременно пятистишиями». Правда, первые интересы Эмелии больше связаны с театром и политикой. Получив прекрасное образование, в основном благодаря частным урокам, она ещё и наделена огромной работоспособностью и всё расширяющимся кругом идей. В 1868 году выходит замуж за Хосе Кирога. Помогает мужу исследованиями в области права. Вращается в светском мадридском обществе вплоть д
...
Читать дальше »
1890 — Агата КРИСТИ (Агата Мэри Кларисса Миллер) (Agatha Mary Clarissa CHRISTIE)(15.09.1890, Девон, Англия — 12.01.1976), английская писательница — королева детектива. Реальность, фантазия, литература… опять реальность. Что с чем связано, что кого (или, опять же, что!) отрицает или дополняет? «Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно». И сегодня литературные критики спорят о заслугах Клариссы Миллер перед словесностью, что не мешает ей оставаться одним из самых читаемых в мире авторов. Её книги вышли тиражом более 100 миллионов экземпляров и переведены на сотню языков. Впрочем, такую же «непризнанную» литературную судьбу она делит ещё с одним маэстро «лёгкого» жанра — Александром Дюма, которому также не могут найти место на академических полках. Однако не только популярность, но и преданность читателей со временем берёт своё. Останки Дюма перезахоронили в Пантеоне, а произведения Агаты Кристи включили в 2005 году в программу английских школ по весьма убедительной причине — всё равно ведь читают! Несомненно, что историей творчества Кристи заинтересовались бы такие известные «литературные» психоаналитики, как Ломброзо и Фрейд. Её склонность к амнезии и всю жизнь преследовавший один и тот же сон, героем которой был страшный «человек с пистолетом», стали своего рода притчей во языцех. Но нас интересует, в первую очер
...
Читать дальше »
1849 — Иван Петрович ПАВЛОВ (— 27.02.1936), российский физиолог, создатель крупнейшей физиологической школы, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Посвятил основные свои труды высшей нервной деятельности человека. Первый русский лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). На церемонии вручения Нобелевской премии К.А. Г. Мернер из Каролинского института говорил: «Благодаря работе Павлова мы смогли продвинуться в изучении этой проблемы дальше, чем за все предыдущие годы. Теперь мы имеем исчерпывающее представление о влиянии одного отдела пищеварительной системы на другой, т.е. о том, как отдельные звенья пищеварительного механизма приспособлены к совместной работе». Если к кому-то и подходит образ Левши из сказа Николая Семёновича Лескова, то это Иван ПАВЛОВ. Пусть не в Туле родился, а в Рязани, и не блох ковал, а российскую науку, но был-таки левшой. Он был изумительным мастером в хирургии. И по свидетельству очевидцев (ассистентов) настолько хорошо владел обеими руками, что никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент. А если серьёзно… то коли возникнет у вас желание прочувствовать дух российской науки, представить её стилистику, попробовать на «вкус» её тексты
...
Читать дальше »
Семион Столпник родился в 356 году. Житие основоположника аскезы — столпничества, была наполнена беспри-мерным молитвенным подвигом. И как истинного подвижника его издревле почитали на Руси, учились у него претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать многочисленные добрые дела, быть милосердным. Ни один нищий не оставался без обильной милостыни, ни одного убогого не обходило щедрое подаяние. Даже заключенных в темницах в этот день одаривали подарками. Семион был уроженцем Киликии, родился и вырос в христианской семье. С тринадцати лет пас овец и относился к своему делу добросовестно. Однажды, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному суждению, обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нём решимость следовать Евангельским путём. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после продолжительных слёзных просьб был через неделю принят в число братии. Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Возникшие вследствие некоторых аскетических крайностей разногласия с настоятелем, вынудили его покинуть монастырь, и некоторое время провести в полн
...
Читать дальше »
1792 — Петр Александрович ПЛЕТНЁВ (— 1865), русский поэт, критик, издатель и редактор журнала «Современник», с 1832 года профессор российской словесности, а затем и ректор Петербургского университета (1840-1861)
Мне в славе их участие дано, Я буду жить бессмертием мне милых.
Один из первых в русской литературе высказал идеи о происхождении таланта и его последующем воспитании.
Несмотря на то, что в «книге Тверской епархии Бежецкого уезда села Теблеши церкви Рождества Христова… 1791 года», хранящейся в Тверском областном архиве, записано, что: «В сентябре. 1-е. Села Теблеши у диакона Александра Петрова жена Агрипина Никитина родила сына Петра, которой крещён 8-го числа. Восприемником был Бежецкого уезда сельца Носилова господин Михайло Александров сын Чаплин». То есть, следует, что Пётр Александрович родился 1 сентября по старому стилю, а по новому ― 11 сентября. Но… поскольку иные словари и хронографы (например, Большая Советская Энциклопедия) приписывают Плетнёву дату рождения 21-го августа [10 (21).8.1792], то и я оставлю пока этот вопрос открытым… Рано или поздно найдётся какое-то разумное объяснение.
1937 — Валентин Григорьевич РАСПУТИН, русский писатель («Деньги для Марии», «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар»). «Лучше один Пелевин, чем тысяча эпигонов Распутина». Александр Проханов Родился в селе Усть-Уда Иркутской области (ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС) в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского госуниверситета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959 году. Работал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году Распутин показал свои работы приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крестным отцом» начинающего прозаика. Первая книга рассказов «Человек с этого света» издана в 1967 году в Красноярске. В том же году вышла повесть «Деньги для Марии». Затем были «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976). Всё это произведения, которые уже вошли в сокровищницу мировой литературы. Валентин Распутин без сомнения частица того материка, который называют великой и русской. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 (только цитата) «На рубеже 70-х и в 70-е годы в советск
...
Читать дальше »
1925 — Джон УЭЙН (John WAIN), точнее Уэйн Джон Баррингтон (Wain John Barrington) (— 1994), английский писатель, поэт и критик. Родился в Сток-он-Трент, графство Стаффордшир. Окончил колледж Сент-Джон в Оксфорде. По окончании университета преподавал английскую литературу (1949–55), был профессором поэзии (1973–78). Свои лекции издал под названием «Преподавание поэзии» («Proffessing Poetry», 1978). Дебютировал сборником стихов «Смешанные чувства» («Mixed Feelings», 1951), участвовал в подготовленной Р. Конквестом антологии «Новые строки» (1956), противопоставившей объективизм предельной субъективности в духе Д. Томаса. Как романист, Уэйн добился громкой известности уже первой книгой «Спеши вниз» («Harry On Down», 1953; русский перевод — 1959), в дальнейшем воспринимавшейся как один из манифестов «Сердитых (или рассерженных) молодых людей» (англ. Angry young men). Это литературное направление сформировалось в середине 50-х как протест против окружающей действительности. К нему принадлежали такие выдающиеся литераторы, как Джон Осборн, Джон Брэйн. Это направление нашло отклик и в кино, и в живописи, и прочее, прочее. «Как прозаик, — «сердится» Уэйн, — я вижу себя продолжателем реалистического романа: забочусь о жизненной убедительности персонажей, о правдивом
...
Читать дальше »
1889 — Вацлав Фомич НИЖИНСКИЙ (Киев — 11.04.1950, Лондон), российский артист балета, балетмейстер. «Почему я такой несчастный? Почему, имея возможность удивлять своим искусством, в обычной жизни я остаюсь слабым, нерешительным и в крайней степени безвольным существом? Почему я не умею организовывать вокруг себя пространство, не умею позиционировать и продавать свой продукт? Зато легко увлекаюсь чем попало и также легко разочаровываюсь во всём, что приводит к неизбежному конфликту с окружающим меня миром? Почему мир так жесток со мной?» Я думаю, что подобные вопросы задаёт себе каждый подлинный художник. И как-то само собой напрашивается аналогия с положением апостола Петра, который, жалуясь на немощь, просит Иисуса оградить его от преследований дьявола. На что Иисус отвечает: через немощь твою является миру Слава Господа. Естественно, что у каждого художника время от времени зреет попытка изменить существующий порядок вещей. Собраться в кулак, выразить характер, заявить протест и прочее — все возможные интерпретации, которые могут прийти в голову организму, более привычном
...
Читать дальше »
1544 — Торквато ТАССО (1544 — 25.04.1595), итальянский поэт Возрождения и барокко, теоретик поэтического искусства («Освобождённый Иерусалим», «Диалоги»). Однажды мы приходим к выводу, что история это не набор перемежающихся фактов, перечень событий. Мы вдруг узнаём в себе те или иные фрагменты переживаний давно ушедших в небытие героев настолько явно, что в минувшем историческом контексте видим и свои собственные, нынешние проблемы и даже радости. Это не объяснимо только тем, что мы сейчас на них «смотрим», и воспринимаемый нами образ является логическим и ассоциативным продолжением собственных представлений. До того чтобы провозглашать себя Наполеоном или Байроном нам ещё слишком далеко (шутка). В истории причинно-следственная связь наблюдается не только в хронологическом порядке. Но и то, что мы называем психическими явлениями, психикой или душой, если хотите, оно также находится в непрестанном становлении, пока «не сбудется всё». Психология событий держит нас столь же крепко, как наследственность генетическая. Не только мы наделяем исторические персонажи современными реалиями психологической внутренней драмы, но и от них нам кое что перепадает. Вот один из таких величайших символов мировой поэзии, как Торквато ТАССО — образец непризнанного гения. Эт
...
Читать дальше »
|