17:42 21 августа родился Петр Александрович ПЛЕТНЕВ | |
1792 — Петр Александрович ПЛЕТНЁВ (— 1865), русский поэт, критик, издатель и редактор журнала «Современник», с 1832 года профессор российской словесности, а затем и ректор Петербургского университета (1840-1861) Мне в славе их участие дано, Я буду жить бессмертием мне милых. Один из первых в русской литературе высказал идеи о происхождении таланта и его последующем воспитании. Несмотря на то, что в «книге Тверской епархии Бежецкого уезда села Теблеши церкви Рождества Христова… 1791 года», хранящейся в Тверском областном архиве, записано, что: «В сентябре. 1-е. Села Теблеши у диакона Александра Петрова жена Агрипина Никитина родила сына Петра, которой крещён 8-го числа. Восприемником был Бежецкого уезда сельца Носилова господин Михайло Александров сын Чаплин». То есть, следует, что Пётр Александрович родился 1 сентября по старому стилю, а по новому ― 11 сентября. Но… поскольку иные словари и хронографы (например, Большая Советская Энциклопедия) приписывают Плетнёву дату рождения 21-го августа [10 (21).8.1792], то и я оставлю пока этот вопрос открытым… Рано или поздно найдётся какое-то разумное объяснение. Родился в семье священника в селе Теблеши Бежецкого уезда Тверской губернии. Образование получил в тверской семинарии. Далее продолжил обучение в Главном педагогическом институте в Петербурге, служил учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 году занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 года был назначен ректором. Плетнёв принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 году, преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и другим воспитанникам царской семьи. С 1818 года в петербургских журналах (в «Соревнователе», «Трудах Вольного общества любителей российской словесности», «Северных цветах» и др.) появляются стихотворения Плетнёва. В дальнейшем он возьмёт на себя роль критика, отчасти биографа и философа «пушкинского начала». Уже в первой статье выдвигает два основных положения своей творческой концепции. Первое из которых заключается в том, что поэтом надо родиться. Второе, талант необходимо развивать, для чего трудиться много и беззаветно, дабы обрести изящные, совершенные формы воплощения своих идей. И то и другое не было чисто умозрительным заключением. Или как сегодня может показаться незадачливым современникам — из числа вечных проповедей. Следует отметить, что ничего подобного ранее не высказывалось в русской литературе. И Плетнёв был первым, кто стал последовательно излагать теорию «пушкинской эпохи». Первое положение подавалось в роле критики псевдоклассицизма, противостояло стремлению искусственно создавать поэтов; второе исходило непосредственно по вдохновению пушкинского времени, сочувствовало поиску форм и языка. Позднее он разделит поэзию на «неопределённую» и «народную». Последней будет отдавать явное предпочтение, видя в этом и источник патриотизма, самобытность и эталон художественной выразительности. Плетнёв дружен с Пушкиным, для которого «был всем — и родственником, и другом, и издателем, и кассиром». Пушкин не всегда отвечает Плетнёву абсолютной (свойственной натуре Петра Александровича) взаимностью, хотя и постоянно нуждается в его искренней и мягкой поддержке, и которого, безусловно, ценит как критика и советчика: «Вообще мнение моё, что Плетнёву приличнее проза, нежели стихи, — он не имеет никакого чувства, никакой живости — слог его бледен, как мертвец». Пушкин скрывает от него и своё намерение жениться, чем вызывает в Плетнёве нотки ревности. «За одно не могу на тебя сердиться: ты во вред себе слишком был скрытным. Если давно у тебя это дело было обдумано, ты давно должен был и сказать мне о нём, не потому, что я лаком был до чужих секретов, но потому, чтобы я заранее принял меры улучшить денежные дела твои. Ты этого не хотел: так пеняй на себя, если я по причине поспешности не мог для тебя сделать чего-нибудь слишком выгодного» (29 апреля 1830). Плетнёв видел в Пушкине человека, которому необходима опека: «Он почти не умел распоряжаться ни временем своим, ни другою собственностью. Иногда можно было подумать, что он без характера: так он слабо уступал мгновенной силе обстоятельств». Характера деликатного Плетнёв был нужен не только Пушкину. К нему обращались за советом Жуковский и Гоголь. Плетнёву принадлежит одна из лучших оценок «Мертвых Душ» (Современник, 1842). Он ввёл характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся ещё в 1822 году оценки Жуковского и Батюшкова. А Пушкин наделял его правом выбирать варианты своих сочинений. В 1826-1832 гг. Плетнёв издаёт отдельные главы «Евгения Онегина», «Графа Нулина», «Полтаву», «Бориса Годунова», «Повести Белкина», три части «Стихотворений Александра Пушкина». «Когда ж ты будешь свой издатель?» — восклицает Пушкин и посвящает ему «Евгения Онегина», адресует стихотворения «Ты издал дядю моего…» (1824) и «Ты мне советуешь, Плетнёв любезный…» (1835). Тонкое чутьё Плетнёва позволило ему приветствовать появление в русской словесности Тургенева, Достоевского, Писемского, Островского, Плещеева, Ап. Майкова, Полонского. Лишь Белинского он на дух не переносил. После смерти Пушкина оказался его приемником в редактировании «Современника». Но, будучи «мирным эстетом», Плетнёву пришлось таки в 1946 году сдать журнал в аренду И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову. «Как профессор русской литературы, он не отличался большими сведениями; зато он искренне любил «свой предмет», обладал несколько робким, но чистым и тонким вкусом и говорил просто, ясно, не без теплоты. Главное: он умел сообщать своим слушателям те симпатии, которыми сам был исполнен, — умел заинтересовать их...» И. Тургенев. Портрет: художник Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859) http://az.lib.ru/p/pletnew_p_a/about.shtml (биография) http://www.intrada-books.ru/rhall/pletnev.html (астрологический очерк)
| |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 734 | |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!