03:07 9 августа родилась Памела Линдон Трэверс | |
9 августа 1898 года (настоящая дата рождения 8 августа 1906 года) родилась Памела Линдон Трэверс (наст. имя Хелен Линдон ГОФФ) (— 23.04.1996), английская писательница австралийского происхождения. Я намеренно поместил Трэверс на девятое августа, поскольку эта ошибка настолько распространена, что заключи я биографию одной из самых волшебных писательниц в надлежащий день, часть неразберихи вокруг автора «Мэри Поппинс» исчезла бы наверняка, а этого допустить нельзя. Будем отчасти руководствоваться мнением одного из достойных почитателей, который как-то сказал, что «Мэри Поппинс» написана «то ли древком ведьминской метлы на гладком боку одного из китов, поддерживающих мир, то ли малиновым вареньем по призрачно плотной грозовой туче, то ли прикосновением тополиного пуха к серебристой шкуре змеи, то ли стружками золотой фольги на переменчивом ночном небе, но уж никак не пером по бумаге. Это совершенно невозможно!» Всё-таки понятие «неразбериха», которое я имел вольность употребить по отношению к биографии Трэвэрс — продиктовано моим взрослым восприятием, когда личность преобладает над сущностью. Как однажды сказала в интервью The Paris Review в 1982 сама Трэверс: «Мой учитель дзен, с которым я занимаюсь уже долгое время, сказал, что все истории про Мэри Поппинс — это экстракт дзенских историй». «То есть люди могут читать что угодно и находить в этом все что угодно?» — попытался уточнить журналист. «Конечно», — ответила писательница. Поэтому в построении мозаики автобиографических данных я не стану следовать логике, которую сама автор «Мэри Поппинс» исключила из своего творчества. «К сожалению, я никогда не узнаю, какая добрая фея наделила меня при крещении удивительным даром, чистейшей из земных радостей — вечной любовью к сказке. Этот дар проявился во мне весьма рано, когда я ещё принадлежала миру природы. Яблоко Евы ещё красовалось на ветке, у каждого соловья был император, внимавший его песням, а любой муравей или жучок мог оказаться на поверку заколдованным принцем». Памелла никогда не была исключением из собственных правил, даже когда жила на небольшой улочке в Челси, где двери домов были выкрашены в серый или голубой цвета, и лишь её дверь была розовой. А вот как выглядит «подлинный дом» Мери Поппинс — дом в краткой автобиографии Треверс из «Книги об авторах для новых читателей: «Это был маленький запущенный особнячок в поместье, настолько старом, что оно упоминается в «Книге Судного дня» (Земельной описи Англии, произведенной Вильгельмом Завоевателем в 1085-1086 гг.-Н.З.), посреди полной легенд сассекской равнины. Но я и не нуждалась в этом, чтобы погрузиться в сказочную атмосферу, поскольку витала в ней с раннего детства и не расстаюсь с ней и по сей день. Я всегда считала, что Мэри Поппинс явилась ко мне, выздоравливающей после болезни, только затем, чтобы меня позабавить, и мне не приходило в голову помещать её в книгу до тех пор, пока один из друзей не познакомился с записями о ней и не нашёл их увлекательными Я никогда не воспринимала ситуацию таким образом, будто это я сама придумала Мэри. Возможно, это она меня придумала, и именно поэтому мне так трудно писать о себе автобиографические заметки». И всё-таки Памела настаивает, что не помнит, как возник замысел её самой популярной книги. В ответ на настойчивые расспросы приводит слова Клайва Льюиса, считавшего, что в мире есть «только один Создатель», а задача писателя лишь «собрать в единое целое уже существующие элементы», причём переделывая реальность они изменяют и самих себя. Чтобы быть исключением, надо чему-то соответствовать, но даже свою биографию она считала «Вы можете спрашивать меня обо всем, про мою работу, но я никогда не буду говорить о себе, — однажды сказала Памела Линдон Трэверс, — если Вас интересуют факты моей биографии-то, история моей жизни содержится в «Мэри Поппинс» и других моих книгах». Тогда становится совершенно ясно, почему Памела не помнит момент возникновения замысла. Мы также не помним возникновения замысла этого мира, естественным элементом которого является творчество самой Трэверс. Родилась в городе Мэриборо (англ. Maryborough) — Австралия, Квинсленд. Родители — банковский управляющий Трэверс Роберт Гофф (Travers Robert Goff), выходец из Ирландии, и Маргарет Агнес (Margaret Agnes), до замужества — Морехед (Morehead). Её отец умер, когда Трэверс было семь лет. Официально причиной смерти её отца было установлено «исступление эпилептического припадка» (epileptic seizure delirium), но сама Трэверс «всегда верила, что истинной причиной было продолжительное тяжёлое пьянство». В 1923 году, после путешествия по Австралии и Новой Зеландии, приезжает в Англию, где пытается играть роль танцовщицы и актрисы. Памела — её сценический псевдоним. Её дух в спектаклях по пьесам Шекспира. Судьба сводит ее с поэтом Джорджем Расселом. Он, в свою очередь, знакомит Трэверс с поэтом Уильямом Батлером Йейтсом. Всё это знатные мистики и оккультисты. Завязывается её дружба с Альфредом Орэджем, издателем эзотерического журнала New Age, который в 1938 году знакомит Памелу с Георгием Гурджиевым. Здесь мы можем мягко опустить дальнейшее развитие событий эзотерического плана, поскольку Памела становится верной ученицей одной из самых загадочных людей ХХ века. Принимает участие в его работе, встречается с Кришнамурти. Не удивительно, что от личной биографии не остаётся и следа — всё превращается в материал для творчества, а творчество принадлежит, как уже было замечено, только одному автору — Создателю. Но вот Трэверс ещё дебютирует в литературе с подачи Рассела подборкой стихотворений, опубликованной в журнале «The Irish Statesman», под псевдонимом «P. L. Travers» (два первых инициала использовались для скрытия женского имени — обычная для англоязычных писательниц практика). А в 1934 году появляется первая книга «Мэри Поппинс», которая и определяет её успех, как литератора. Популярность первой книги оказалась столь велика, что устоять перед соблазном продолжить рассказ невозможно, — Трэверс написала ещё шесть книг о Мэри. Две последующие были написаны практически вслед за первой сказкой. В 1944 году появляется «Мэри Поппинс открывает дверь». В 1952 году — «Мэри Поппинс в парке». Потом автор предприняла попытку оборвать повествование на середине цикла. «Мадам, — писал автору один из юных читателей, — вы отослали прочь Мэри Поппинс. Этого я Вам никогда не прощу! Вы заставили всех детей плакать!» В литературном наследии Памелы Трэверс, кроме книг о Мэри Поппинс, сказки «Лисица в яслях», «Обезьяна-друг», повесть о путешествии двух маленьких англичан в Америку во время войны «Путешествия по морю и по земле», сборники путевых очерков (в том числе и о путешествии в Россию в 1930-е «Экскурсия по Москве») и множество статей по вопросам философии и мистики. В том числе: Трэверс написала книгу «О Спящей Красавице», исследуя различные изводы этой легенды. «Мир предстает детям в первоначальном единстве, — писала она в предисловии к этой книге. — Не услышав ещё ни одной сказки, ребёнок живёт в мире мифов и легенд, где Святой Георгий и Король Артур, пусть и под другими именами, охраняют скрещения дорог и заветные тропы, а ужасный дракон Грендель, ещё не сраженный Беовульфом, принимая различные обличья, изрыгает пламя налево и направо. Считалки, дразнилки, незатейливые песенки — все они заключают в себе удивительные истории. Но в ещё большей степени источником мифов становятся случайно услышанные обрывки взрослых разговоров, пересудов и сплетен. Осторожный намёк, предвзятое мнение, театрально прижатый к губам указательный палец чреваты сказками, как облака дождём. Иногда мне кажется, что ребенок, умеющий слушать, не нуждается в чтении, наши сказки ему ни к чему, он создает их сам. Достаточно, следуя собственной логике и вкусу, сложить вместе отдельные фрагменты и — сказка готова! Для меня многозначительные взгляды и кивки маминых подруг, чинно шествовавших под зонтиками или беседовавших за чаем под легкий перезвон посуды, явились первыми упражнениями на пути постижения мифа. Когда, спустя годы, я прочла античные мифы о Зевсе, посетившим Данаю в образе золотого дождя, о Персее, сразившемся с Медузой-Горгоной, о подвигах Аргонавтов, то и дело оказывавшихся на волосок от гибели — все эти приключения не казались мне удивительными: ведь я уже была знакома с их современными версиями, которые подслушала из бесед взрослых». Ислам, в его суфийском варианте, индуизм, буддизм, христианство, неоплатонизм, иудаизм и гностицизм неизменно были в круге её интересов. «Я не привыкла писать о личных проблемах, меня волнуют только идеи, — признавалась писательница. — Разве так важно, какую кашу любил Джон Китс? Кому это интересно? Настоящая биография — это история души». «Я никогда не считала, что придумала её (Мэри Поппинс — О.М.). Может, это она придумала меня. Видимо поэтому мне так трудно писать о себе». В 1965-1971 годах она читала лекции по писательскому мастерству в колледжах Великобритании и США, много путешествовала, а с 1976 по 1996 год была редактором мифологического журнала «Парабола». Среди её поздних произведений — путевые очерки и сборник эссе «Что известно пчеле: размышления о мифе, символе и сюжете» (1989). Ну, если Вам ещё не всё ясно про Мэри Поппинс, то вот ещё пара фактов от Трэверс: ни разу не была замужем, усыновила мальчика незадолго до своего 40-летия, в 1977 году была удостоена звание Офицера Ордена Британской Империи. «Случись мне остаться без крыши над головой, я смогу построить себе дом из книг» — шутила писательница. «Итак a Dieu… Там где сердцевина крепка, а концы смыкаются, и нет ни начала ни конца, там нет слова прощай». В каком-то году родилась английская писательница австралийского происхождения П. Л. Трэверс (наст. имя Хелен Линдон Гофф). Пора уже понять простую истину, что у настоящих волшебников нет ни званий, ни имён. | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 624 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!