02:30 8 августа родилась Нина Берберова | |
8 августа 1901 года родилась Нина Николаевна Берберова (— 26.09.1993), русская поэтесса, писательница, литературный критик, автор воспоминаний, жена Владислава Ходасевича. Её перу принадлежать такие книги, как «Железная женщина», «Курсив мой», последняя из которых до сегодняшнего дня остаётся непревзойдённой в жанре мемуарной прозы. А её книгу о Чайковском («Чайковский, история одинокой жизни», 1936) многие признают за эталон «романа без вымысла», или, как писал Ходасевич, «творчески увиденной» биографии. И хотя Берберова безусловно вознесла биографическую прозу на вершину литературного олимпа, сделав её не только читаемым, но и модным литературным направлением, через которое человек познаёт собственное время, она ещё была и выдающимся поэтом, критиком, романистом. Родилась в Санкт-Петербурге. Её отец выходец из старинного армянского рода, мать — дочь тверского помещика. Окончила Археологический институт и историко-филологический факультет Донского университета в Ростове-на-Дону (1920). В 1921 году вступила в петроградское отделение Всероссийского союза поэтов, занималась в студии Н. Гумилева при Доме Искусств в Петрограде. Её первые стихи опубликованы в сборнике «Ушкуйники» (1922) совместно с И. Наппельбаум и К. Вагиновым. Вступила в гражданский брак с Владом Ходасевичем и покинула родину. Жила в Берлине, Праге, Мариенбаде, Соренто. С 1925 года в Париже; участница заседаний общества «Зеленая лампа» З. Гиппиус и Д. Мережковского, постоянный литературный сотрудник газеты «Последние новости». Пишет рассказы, стихи, кинокритику, репортажи, ведёт хронику советской литературы, вместе с Д. Кнутом, Ю. Терапиано и В. Фохтом редактирует литературный журнал «Новый Дом» (1926 — 1927). В 1932 году её брак с Ходасевичем распался. «Теперь я знала, что уйду от него, и я знала, что мне надо это сделать как можно скорее, не ждать слишком долго, потому что я хотела уйти ни к кому, а если эта жизнь будет продолжаться, то наступит день, когда я уйду к кому-нибудь, и это будет ему во много раз тяжелее». Войну пережила в оккупированном Париже. Затем Америка, где Берберова преподаёт в Йельском, а затем в Принстонском университетах. Она занимается исследованиями в области теории литературы, литературоведения, литературной критики. Одной из первых заметила и оценила талант Владимира Набокова. «Передо мной огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания. Наше существование получало смысл. Все моё поколение было оправдано». Да и строка из стихотворение Берберовой говорит сама за себя: «…Я не в изгнанье, я — в посланье…». Столь мудро оценить значение русской эмиграции для всего мира могла только опытная душа — душа, способная перечувствовать, осознать не только отдельную радость или горе, но способная за личным мироощущением разглядеть предназначение. Берберова была одним из зачинателей не просто жанра «о прошлом», скорее всего это лишь символ, знак, отражённый взгляд в водах прошедшего времени синего и несказанного неба вне времени — литературы духовного возрождения. Не только Берберова, но… она сумела пронести сквозь тяготы измов непосредственную интонацию русского слова — ответственности за грядущее. В 1989 году Берберова приезжает в Россию, встречается с литературными критиками и читателями. Затем выходит её книга «Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия» (в журнале «Вопросы литературы», 1990, № 1, 3—7). В 1993 году по рассказу Берберовой «Аккомпаниатор» был поставлен одноименный фильм. Скончалась Берберова, вернувшись в США, в Филадельфии 26 сентября 1993 года. | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 467 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!