Главная » Литературный Ежедневник » 2015 » Август » 31 » 31 августа родился Александр Радищев
00:54
31 августа родился Александр Радищев
31 августа 1749 года родился Александр Николаевич Радищев (— 1802) писатель, философ, писатель, поэт, общественный деятель. 

Родился первенцем в семье дворянина — потомка денщика Петра Великого. Первые годы жизни прошли в Немцове, а затем семья перебралась в имение — село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества. Воспитателями Александра были крепостные — няня Прасковья Клементьевна и дядька Петр Мамонтов по прозвищу Сума. Когда ребенку исполнилось шесть лет, в доме появился как бы француз. Вскоре выяснилось, что за француза выдаёт себя беглый солдат и не знавший никакого французского языка. 
 


Примерно год спустя мальчика привезли в Москву, в дом родственника матери, который приходился племянником директору Московского университета А. М. Аргамакову. С 8 до 13 лет учился в доме дяди по программе гимназического курса. Далее в 1762 — 1766 годах в Петербургском пажеском корпусе, а затем в течение пяти лет продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета. Также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками. Особую роль в формировании мировоззрения Радищева сыграло знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, на которых, по его словам, «учился мыслить». 

По возвращению в Россию служил протоколистов в Сенате, обер-аудитором в штабе финляндской дивизии. Побывал в отставке, женился на А. Рубановской. 

В 1777 году Радищев поступил в Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А. Воронцов, оппозиционно настроенный к Екатерине II.  Воронцов приблизил к себе Радищева и в 1780 году рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 года стал директором). 

Литературная деятельность Радищева начинается в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений».

Поддерживал движение русских просветителей, следил за военными событиями в Северной Америке, в ходе которой возникла новая республика — США. 

Десять лет эпизодически работал над «Путешествием из Петербурга в Москву», издать которое удалось всего лишь в количестве 650 экз. Дальше последовали репрессии, грозившие Александру Николаевичу смертной казнью. Виновен в издании книги, гласил именной указ, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями против сана и власти царской». Но «по милосердию и для всеобщей радости», по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена десятилетней ссылкой в Сибирь. 

Император Павел позволил Радищеву вернуться в имение в Калужской губернии под наблюдение губернатора. Лишь при Александре I получил полную свободу. 

Но будучи привлечённым в Комиссию по составлению свода законов, опять оказался непримиримым борцом с произволом властей. Выступал с требованиями уничтожить крепостное право и сословные привилегии. Под давлением графа Завадского, грозившего Родищеву новой ссылкой, доведённый до отчаяния, покончил жизнь самоубийством. Выпив какое-то лекарство от нервов, «схватывает большой стакан с крепкой водкой, приготовленною для вытравливания мишуры поношенных эполет старшего его сына, и выпивает разом» (П. Радищев). Схватывает бритву, чтобы зарезаться, но тут уже успевает вмешаться сын. «Я буду долго мучиться», — говорит ему Радищев. После нескольких часов страданий скончался. 

«…Самоубийство, — писал Пушкин, — сделалось одним из любимых предметов его рассуждений». 

Помниться в школьные годы образ Радищего являлся мне весь в рюшечках и бантиках. Этакий дворянин из дворянского гнезда, написавший со скуки, маясь по дороге из Петербурга в Москву на перекладных, некое пространное сочинение. 

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век.
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
           В острог Илимский еду
 
 
 
 
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 369




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть