« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 20 21 »
по старому стилю 20 января
По второму дню февраля будущую весну глядят. «На Ефима — с печи слезай, о масленой гадай». На Ефимия в полдень солнце — весна будет ранней, а лето дождливым. Если Ефим пришёл с метелью — вся масленица метельная; если ветер пустой — к сырому году. «Помело метлой на Масленицу, придёт государыня Масленица метельная». «Рождённый на Ефима — неспокойный, будто заботой одержимый». Масленица-блиноедка не за горами.
по старому стилю 19 января
Макар Ясный, Макар — чистые дороги, Макар-погодоуказник. Ясная погода к ранней весне. На Макария капель — в весну раннюю верь. А коли пасмурно или метель разгуляется — так будет крутить, пока весь из себя снежок зима не выкрутит… долго ещё.
Если в этот день на небе много звезд, то зима долго простоит.
Каков день, таков и весь февраль.
Народные имена наступившего февраля месяцая: снежень, вьюговой, лютень, межень (межа между зимой и весной), бокогрей, друиник (то есть второй, свечковый).
Февраль с теплом — март с холодом. Тёплый февраль приносит холодную весну. Если февраль вьюжный, пасмурный, то такими следует ожидать весну и лето, а если погодливый (сухой), то предвещает засуху. Туманы в феврале — ожидай год дождливый. Посинеет воздух над лесом в феврале — ожидай потепление. Февраль холодный — август жаркий. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. Сиверки (холодные северные ветры) в феврале — к урожаю.
по старому стилю 18 январяАфанасий Ломонос — береги нос. Идёт Афанасий-ломонос — береги, мужик, свой нос! Афанасий и Кирилла забирают за рыло. На Афанасия пуще всего нос береги — не увидишь, как отломится! В Афанасьевский мороз и старик вприпрыжку идёт. Мороз за нос ленивых хватает, а перед проворным шапку снимает. Не диво, Что Афанасий Ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея Полузимника (4 февраля), тимофеевских морозцев. Если на Афанасия вьюга и метель — весна затянется. Серёжки у луны — к пурге и морозу. По ночному афанасьевскому морозцу ведьмы на шабаш слетаются. Большое веселье в эту ночь, оттого нечистая сила может на время и память потерять. На Афанасия-ломоноса знахари ведьм со Святой Руси гонят. В такой день милое дело заниматься изгнанием ведьм. Ведьма влетает в дом через трубу, но как только встанет заговор на печные трубы, посыплет колдун золы на них из семи печей, так сразу весь дом и двор освободятся от ведьминых проказ. Кто до Афанасия не успел посвататься — до масленицы свадьбу не сыграет.
по старому стилю 17 февраля
Приходилась на этот день испокон веков по Руси оттепель. Оттого и считалось, что зиме половина, а кто уже и на весну смотрел. Наблюдательные люди примечали: «Не верь теплу на Антона, морозов всяко не миновать». «Обнадежит Антон теплом на один день». «Хитер Антон со всех сторон». «Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет — всё морозом стянет». А вот… Антонина — зиме половина. Пора печь толокняные колобки. Порчу отхаживали от избы пятами назад. Отводили от крыльца ту, что некстати печальна была, не к лицу весела была, со словами: Пагуба, худоба, чужая следь, иди-пропади! Ни на новце, ни на утренней заре, ни в обыден не заступай нашего здоровьица! При этом на снегу проводили поперек снежной тропки, на которую девица ступала, острым серпом. Как бы отсекая порчу.
по старому стилю 16 январяКогда-то по народным поверьям этот день считался последним днём зимы. Теперь только большие синицы о том и помнят — им в этот день песню начинать. Мороз с утра — предвестник летней жары. По Православному календарю — поклонение чесным оковам апостола Петра. В народе этот день получил также название Петра Вериги. На Петра Вериги шли в лес для заготовки дров и расчистки лесных участков. Нельзя в этот день заниматься стиркой, а то весь домашних дух сойдёт, душевного тепла не будет. Хозяин должен бережно распоряжаться остатками заготовленного на зиму. Поэтому шли по амбарам, смотреть припасы. «Пётр Полукорм пополам делит корм». «Паси корм не на зиму, а на отзимок». «Поститься и скотина, коли хозяин корма не припас».
по старому стилю 15 января
Этот день издревле был почитаем знахарями. Если случались ученики у ведуна, то пришла им пора принять обряд посвящения. Или на славянский лад — перейти от старого колдуна к более молодому силе тайной, не имеющей ни знатного опыта, ни открытого знания. Единственный день в году, когда колдуны могут передавать свои способности ученикам. Поэтому и прозвали — День колдуна. Не путать ни с Днём учителя, ни с Днём шахтёра. Это не профессиональный праздник, а тяжёлый экзамен на зрелость. Кроме того следует остерегаться порчи, которую могут на Вас наслать получившие своеобразный «аттестат» прислужники тёмных сил, до этого лишь мечтающие творить безобразие по собственной прихоти. Над кем смеялись, с тем и повенчались. Звездная ночь с этого дня на следующий — к урожаю льна. Павел дня прибавил. Павел взмок — день приволок. Коли ветер в этот день — год будет сырой.
по старому стилю 14 января
У Нины для нездоровья нет причины. Некогда ей зиму зимовать. В доме приберёт, углы заметёт — зима на убыль пойдёт. Несмотря на морозы и снежные заносы, подрастают зимовние косы (сосульки). Чем ближе февраль, тем охотнее таль (оттепель). Вообще, самая середина зимы. Но если верна поговорка: готовь сани летом, а телегу зимой, — то сейчас самое время озаботиться.
Если Солнца по зимнему небу путь короткий, то с Луны и спрос.
- Два тусклых кольца вокруг луны увидел — жди сильных морозов.
- Туманный круг возле Луны — к метели.
- Луна шибко бледная — обильный снегопад.
- Луна ослепительно белая — к холоду, а красноватая – ветры манит.
- Месяц ясный и круторогий — точно к стуже.
- Луна нарождается в ветре — весь месяц её ветры гулять будут.
- Если молодой месяц прогнулся меньше, нежели завсегда, то снегу валить целый месяц.
Славянский народный календарь часто перекликается с днями православных святых и духовных праздников. Это можно попытаться объяснить «преемственностью поколений», то есть жить стало лучше, жить стало веселее. Но на практике… С одной стороны, преследование язычества заставляло аборигенов подделываться под официальные торжества, скрывать за разрешёнными выходными прежние поверья и домысли. С другой стороны, иерархи Православной Церкви прекрасно осознавали, как трудно бороться с духовной родословной славянского народа. Поэтому вполне догматично накладывали дни памяти Православных святых на какие-нибудь стародавние культы, пытаясь, таким разумным способом, отвлечь внимание на себя. Когда-то в этот день чтили покровителя пчёл. Много позже этот дух стал именоваться по имени святого Зосимы, по-видимому, пчеловода при жизни. Была и такая примета: «Снег на деревьях сучья гнёт — летом пчёлы роиться будут». Сегодня народный календарь чаще обращается в этот день к Православной святой Анастасии Узорешительницы. Наши предки глубокой зимой, когда день только-только начинал прибавляться, как бы зарождаясь вновь, славили материнство, своих родительниц, первой из которых была Мать-Земля. Поверье, что Земля родит Солнце входит сюжетной линией во многие обрядовые комплексы славян. «Мать Земля и хлеб родит, и о веке радеет». Мать начало всему, что было и что живо будет. А тут и «Бог до людей, что мать до детей».
по старому стилю 21 декабря
В этот день полагалось «торкать» зерно — проверять дно сусеков — не гниет ли, не появились ли мыши. Принято было в этот день и «наслушивать» сусеки: войти в амбар и прислушаться. Услышишь гудение — лето будет сердитое. Уходя из амбара, надо преломить лучину да крест-накрест положить поверх зерна. Для защиты его от вредителей и прочей напасти. Входя в дом в этот день, говорили: «Спорынья в квашню!» Ведь от порядку и догляду спорынья в хозяйстве живёт.
Каков Петр, таков и сентябрь.
по старому стилю 20 декабря
Когда-то этот день был посвящён заботам о крестьянском добре. Если 1 января полагалось поклониться земле, то 2 января приходила пора и дом оберечь (оберег дома) и хозяйство подлечь (подлечить). Служили молебны и обходили крестным ходом крестьянские дворы, изгоняя скопившуюся нечисть. Окуривали курятники смолою с девясилом. Убирались в доме: мыли полы, чистили, подновляли, что пришло за прошедший год в упадок. Женщинам в этот день особенно хлопотно. «Дом вести — не вожжой трясти».
Молодежь готовилась к колядованию. Собирали праздничное снаряжение — Дидух (сноп из колосьев зерновых), Паучки и Ежики (плели из тех же колосьев), учили тексты обрядовых песен и прибауток, приводили в порядок рождественскую одежду. В канун старого Нового года, на Василия, зерном из Дидуха будут посыпать родных и близких, желая дождаться следующего года. Считалось, что энергия хлебного Дидуха передаётся человеку, омолаживает его, вселяет надежду на добро, здоровье и счастье.
Яблочный день, в который полагалось трясти яблони от инея и снега для урожая яблок.
Каков Игнат, таков и август.
|