1990 — Александр СОЛЖЕНИЦЫН пишет письмо в Комитет по государственным премиям РСФСР, в которой отказывается от премии за «Архипелаг ГУЛАГ»: «…это книга — о страданиях миллионов, и я не могу собирать на ней почёт…»
Валерий БРЮСОВ
У КРЕМЛЯ
По снегу тень — зубцы и башни; Кремль скрыл меня — орёл крылом. Но город-миф — мой мир домашний, Мой кров, когда вне — бурелом.
С асфальтов Шпре, с Понтийских топей, С камней, где докер к Темзе пал, Из чащ чудес — земных утопий,— Где глух Гоанго, нем Непал,
С лент мёртвых рек Месопотамий, Где солнце жжёт людей, дремля, Бессчетность глаз горит мечтами К нам, к стенам Красного Кремля!
<
...
Читать дальше »
1918 — Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (— 3.8.2008, Москва), писатель, публицист, историк, нобелевский лауреат 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы», академик РАН.
Найдётся немало людей, которые к творчеству Александра Исаевича относятся спокойно, равнодушно и, мягко говоря, отрицательно. В данном конкретном случае мне не хотелось бы ограничиваться выражением — «о вкусах не спорят». Писатель, создавший целый пантеон литературных произведений, в которых отразилась идея русской литературы двух минувших столетий: писать самой жизнью — служит отечеству вместо со своими произведениями глубоким, неподдельным чувством долга. Его стиль, манера письма идёт не от художественных концепций, а из глубины сердца. Поэтому в лице критиков мы имеем дело с образом восприятия, с уровнем их самосознания, который в случае с Солженициным как рябь на мелководье — только декларирует глубину анализа, а на самом деле отрицает русскую литературу как явление человеч
...
Читать дальше »
1937 — Иосифу СТАЛИНУ в Большом театре при осмотре классики чем-то навеяло… и он изрёк: «Депутат — слуга народа». Известно, что Иосиф Виссарионович, как и все мы, любил в тетре больше всего именно буфет. Будь то хоть Малый, хоть Большой. Артисты сидят в лагерях, режиссёры по тюрьмам, а вот ни одного буфета во времена так называемого «террора» закрыто не было. Кто-то из злопыхателей пытается навесить на эпоху ярлык — Вождизм. Но это вкорне неверно. Поскольку Иосиф Виссарионович любил русский язык (даже работу по этому поводу написал «Я и мой русский язык»), а всякие «измы» презирал, лишь используя учение Владимира Ильича Ленина как прикрытие, но отдавал предпочтение благозвучному «Вожделение». «Красиво», — говорит. — «Звучно и вкусно». И трубкой так попыхивает загадочно.
Но однажды случилось вот что. Зашёл как-то в антракте товарищ Сталин в буфет Большого тетра. Буфет в Большом театре тоже большой, как и полагается. Архитекторы даже специально его мерили и сравнивали с буфетом в Малом. Намног
...
Читать дальше »
по старому стилю 28 ноября
День благоприятный для гаданий. Основным мероприятием в этот день был поход до колодца, в котором слушали воду. Загадывали, если ведро плюхнется с шумом, с плеском, то можно было рассчитывать на прибыль в новом году. Если ведро тихо зайдёт в воду, то весь год в семье будет царить мир и покой.
Зола в печи быстро гаснет — к оттепели.
Поросёнок визжит в закуте — к холодам.
Ещё в этот день примечали птицу сойку. Если приметит ваше окно или крыльцо, то надо птичку почесть. А кричать начнёт, видать хлопочет о грядущем счастье. Говорили в народе, что крылья её о девяти зеркалах, и надо в этот день следовать за ней, как за предвестницей. Но что отражается в сих зеркалах и куда, собственно следовать, знают только древние старухи да северные мухи. А те зимой спят. <
...
Читать дальше »
|