06:52 27 июля: 1841 — Лермонтов, дуэль, гроза, смерть… акварель. | |
«...Я видел не раз, как он писал, — Арнольди рассказывал Висковатову. — Сидит, сидит, изгрызет множество карандашей или перьев и напишет несколько строк.
Ну, разве это поэт?..» Я убеждён, что история не длинна. Что происходящие (некогда прошедшие) события никуда не исчезают. Я также знаю, что эта мысль была дана мне не от рождения, что она возникла в процессе увлечений онтологией, в частности онтологией творчества. И, возможно, я приобрёл на этой почве некое психическое расстройство, отрицать которое не вправе, поскольку отрицание… ну, Вы понимаете.
Ничего общего с фатализмом. Судьба переменчива. Скорее, предощущение того, что история накапливается и вместе с тобой в настоящем и не случайном сосуществует, что уже воспринимается на уровне клеточек, физически. Они свербят, покалывают, они наполняются интуитивным трепетом по мере всё новых открытий и узнаваний… за счёт какого-то сосредоточенного внимания, что с каждым днём всё более истончается, погружаясь и одновременно нанизываясь (прямо противоположное действо) на-в подлинник, сопереживая образ реальности. Я никогда не буду настаивать на том, что это действительно так. Ничто так не учит множественности восприятий, как состояние «здесь и сейчас». Я знаю, что у всех не иначе, но по-другому. И это единичное знание, которое у Вас сложилось в иную мозаику.
Мои предощущения оправдываются и проявляются. И Ваши тоже будут «работать». Наша жизнь — это какой-то глобальный творческий союз. Вы можете обратиться к моему опыту. Но только затем, чтобы вдохнуть жизнь в собственный материал. Во мне ещё теплится мысль невыразимая… слова нанизываются одно на другое… но что они значат для Вас?
У меня сегодня дождь (не знаю, как там на Кавказе, в Пятигорске), возможен также ливень и гроза… и юноша Лермонтов будет лежать простреленным справа налево. Бесконечно долго будут искать повозку. Я буду ходить по домам, упрашивая то одного врача, то другого ехать… получая отказ за отказом. Не знаю какой друг, по-моему Столыпин всё-таки наймёт какую-то телегу.
Изменилась только видимость. Но, во-первых, которые «не целясь», а взволнованных Мартыновых только прибавилось. Во-вторых, поражает ряд совершенно случайных, порой даже нелепых обстоятельств, которые ведут как у банального автора к одноразовой развязке. С одной стороны, такой маршрут никто не воспринимает всерьёз. А с другой…. У подножья горы Машук близ Пятигорска… «13 июля собралось к нам несколько девиц и мужчин, и порешили не ехать на собрание, а провести вечер дома... М<ихаил> Ю<рьевич> дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л. С. Пушкин..., и принялись они вдвоем острить свой язык a qui mieux <наперебой>... Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счёт, называя его «montagnard au grand poignard» <горцем с кинжалом> (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал). Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово «poignard» <кинжал> разнеслось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошёл к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошёл прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на моё замечание «язык мой — враг мой», М<ихаил> Ю<рьевич> отвечал спокойно: «Ce n'est rien; demain nous serons bons amis»<Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями (франц.)>. Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора. На другой день Лермонтов и Столыпин должны были ехать в Железноводск. После уж рассказывали мне, что, когда выходили от нас, то в передней же Мартынов повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль что ли вызовешь меня за это?» Мартынов ответил решительно: «Да», и тут же назначили день». (Э. А. Шан-Гирей. Воспоминания о Лермонтове. РА, 1889, т. 2, с. 315-316). Утром к Лермонтову в Железноводск из Пятигорска приехали в коляске Обыденная и Е. Г. Быховец, которых сопровождали верхами юнкер Бенкендорф, М. В. Дмитревский и Л. С. Пушкин. Пикник в немецкой колонии Каррас (Шотландка). После обеда в колонии между 6 — 7 часами вечера дуэль Лермонтова с Мартыновым у подножия Машука при секундантах М. П. Глебове и князе А. И. Васильчикове. При дуэли присутствовали А. А. Столыпин, С. В. Трубецкой и Р. И. Дорохов. Гроза. Лермонтов убит Мартыновым. Поздно вечером тело поэта перевезено в Пятигорск в дом Чилаева. Вспоминает Висковатов… «День был знойный, удушливый, в воздухе чувствовалась гроза. На горизонте белая тучка росла и темнела. Около 6 часов прибыли на место. Мартынов стоял мрачный, со злым выражением лица, Столыпин обратил на это внимание Лермонтова, который только пожал плечами. На губах его показалась презрительная усмешка. Кто-то из секундантов воткнул в землю шашку, сказав: «Вот барьер». Глебов бросил фуражку в десяти шагах от шашки, но длинноногий Столыпин, делая большие шаги, увеличил пространство. Затем противникам были вручены заряженные пистолеты, и они должны были сходиться по команде: «Сходись!». Особенного права на первый выстрел по условию никому не было дано. Каждый мог стрелять, стоя на месте, или подойдя к барьеру, или на ходу, но непременно между командою: два и три. Командовал Глебов… «Сходись!» — крикнул он. Мартынов пошел быстрыми шагами к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов оставался неподвижен. Взведя курок, он поднял пистолет дулом вверх и, помня наставления Столыпина, заслонился рукой и локтем, «по всем правилам опытного дуэлиста». Висковатов приводит далее показание князя Васильчикова: «В эту минуту, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом уже направленного на него пистолета». «Раз... Два... Три...» командовал между тем Глебов. Мартынов уже стоял у барьера. «Я отлично помню, — рассказывал князь Васильчиков, — как Мартынов повернул пистолет курком в сторону, что он называл стрелять по-французски! В это время Столыпин крикнул: «Стреляйте или я разведу вас!»... Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают ушибленные или раненые. Мы подбежали... В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь». «В смерть не верилось, — продолжал повествование Висковатов. — Как растерянные стояли вокруг павшего... Глебов сел на землю и положил голову поэта к себе на колени. Тело быстро холодело». Между тем в Пятигорске трудно было достать экипаж. Васильчиков, покинувший Михаила Юрьевича ещё до ясного определения его смерти, старался привезти доктора, но никого не мог уговорить ехать к сражённому. Медики отвечали, что на место поединка при такой адской погоде они ехать не могут и приедут на квартиру, когда привезут раненого. Действительно, дождь лил как из ведра, и совершенно померкнувшая окрестность освещалась только блистанием непрерывной молнии при страшных раскатах грома. Дороги размокли. С большим усилием и за большие деньги, кажется, не без участия полиции, удалось, наконец, выслать за телом дроги (вроде линейки). Было 10 часов вечера. Достал эти дроги уже Столыпин. Кн. Васильчиков, ни до чего не добившись, приехал на место поединка без доктора и экипажа». «Тело Лермонтова все время лежало под проливным дождем, накрытое шинелью Глебова, покоясь на его коленях. Когда Глебов хотел осторожно спустить ее, чтобы поправиться — он промок до костей — из раскрытых уст Михаила Юрьевича вырвался не то вздох, не то стон, и Глебов остался недвижим, мучимый мыслью, что быть может в похолодевшем теле еще «кроется жизнь». «Так лежал неперевязанный, медленно истекавший кровью, великий юноша-поэт», — заканчивает рассказ о дуэли Висковатов. Погиб ли он от потери крови, или смертельная была рана — неизвестно. Вскрытия не было. Наконец появился экипаж... «Поэта подняли и положили на дроги. Поезд, сопровождаемый товарищами и людьми Столыпина, тронулся». Так ли все происходило у подножия Машука в 7 часов вечера 15-го июля, как рассказал Васильчиков, трудно сказать, но других свидетельств этого горестного события, к сожалению, нет». Ни Столыпин, ни Трубецкой, ни Глебов ни в письмах, ни в разговорах, ни в воспоминаниях словом не обмолвились о дуэли. Они свято выполняли данную друг другу клятву — не разглашать тайну, молчать о том, чему свидетелями были. «Мартынов вышел в отставку из кавалергардского полка и поехал на Кавказ к водам, одевался очень странно в черкесском платье и с кинжалом на боку. Мишель по привычке смеяться над всеми, всё называл его "le chevalier des mont sauvages" и "Monsieur du poignard".1 Мартынов ему говорил: "полно шутить, ты мне надоел", — тот еще пуще, начали браниться и кончилось так ужасно. Мартынов говорил после, что он не целился, но так был взбешен и взволнован, попал ему прямо в грудь, бедный Миша только жил 5 минут, ничего не успел сказать, пуля навылет. У него был секундантом Глебов, молодой человек, знакомый наших Столыпиных, он все подробности и описывает к Дмитрию Столыпину, а у Мартынова — Васильчиков. Сие несчастье так нас всех, можно сказать, поразило, я не могла несколько ночей спать, всё думала, что будет с Елизаветой Алексеевной». Из архив Верещагиной. Август 30 (по ст.ст.). Цензурное разрешение на выход в свет «Отечественных записок», т. XVIII, кн. 9, где в отд. VI без подписи помещена статья Белинского «Герой нашего времени»: «...мы встречаем новое издание «Героя нашего времени» горькими слезами о невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова!.. Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей...» Сентябрь 30 (по ст.ст.). Комиссия военного суда в Пятигорске огласила «Сентенцию», в которой приговорила Н. С. Мартынова, М. П. Глебова и А. И. Васильчикова «за дуэль с поручиком Тенгинского пехотного полка Лермонтовым (на оной ныне убитым)» к «лишению чинов и прав состояния». Высочайшая конфирмация по военно-судному делу состоялась 3 января 1842 года (по ст.ст.). «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны». В рецензии на второе издание «Героя нашего времени» в конце лета — начале осени 1841 г. В. Г. Белинский писал: «Беспечный характер, пылкая молодость, жадная впечатлений бытия, самый род жизни — отвлекали его <Лермонтова> от мирных кабинетных занятий, от уединенной думы, столь любезной музам; но уже кипучая натура его начала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни. Уже затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые; он сам говорил нам, что замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие между собою связь и некоторое единство, по примеру куперовской тетралогии, начинающейся «Последним из могикан», продолжающейся «Путеводителем в пустыне» и «Пионерами» и оканчивающейся «Степями»« 1842 Апрель 21. По просьбе Е. А. Арсеньевой гроб с прахом Лермонтова привезен из Пятигорска в Тарханы. Апрель 23. Прах Лермонтова погребен в фамильном склепе в Тарханах. http://www.kostyor.ru/biography/?n=38&PHPSESSID=a6324bb55b5c06e0bcb0370559f42585 (биография) http://lermontov.niv.ru/text/text.pl?50 (биография) http://www.bestreferat.ru/referat-43938.html (Елизавета Ивановна Яковкина и ее книга — реферат) Сопереживая, мы творим — а иначе никак.
| |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 1099 |
Не стесняйтесь!