30 апреля: Зосима-пчельник, Зосима Соловецкий. |
по старому стилю сегодня 17 апреля Зосима Пчельник, покровитель пчеловодства и хранитель пчёл. По примеру преподобного, кормят пчёл освящённой в канун Благовещения просфорой. Приносят в храм для освящения медовые соты. Выставляют улья на первоцвет. Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод. На кокой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишнёвый цвет, вишни уродятся, если нет – вишен не будет. Пчел вывозят на пасеку с приговорами: «Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, принеси мёд в свои ульи. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу Божию, летала бы на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу Божию, моя пчела летала бы со всех круговерхов, из тёмных лесов, с лугов, с болот, с топей, с чёрных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись жёлтыми восками, садились в свои ульи со всем смиренством, с плодом и повозом Богу на славу, а мне, рабу Божию, в пожиток, во веки веков, аминь». Без пчелы (воска) поп и обедни не служит. Пчела — Божья угодница. Пчела — Божья угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поёт. Чтобы пчёл водить, надо сердцем их любить. Мала-мала пчёлка, а побольше великого знает. Рой роится — Зосима—Савватий выселится. Милостивый Спас всяку душу спасает, а Зосима—Савватий пчелу бережет. Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз. Не на себя пчела работает, а на Бога. Одной пчеле Бог сроду науку открыл. Для хорошего пчеловода нет плохого года. Сеют морковь и свеклу. Перед этим семена смачивают в родниковой воде. В родник опускают медные деньги для урожая. Если кто-либо заметит, как кто-то совершает подобный обряд, всё — урожай погиб. Судили о будущем урожае гречихи: «Мало убыли в пчёлах (по выставке омшаника) ― к урожаю гречихи. Муравей в доме — к счастью. Если лягушка заквакала — гроза уже была. На ольхе много серёжек — к урожаю овса, а много шишек — к урожаю ячменя. Канун Вальпургиевой ночи «Святая Вальпургия, забери мои веснушки, чтобы я была красивая». Шабаш в Вальпургиеву ночь на горе Броккен в Центральной Германии. Вальпургиевы высоты Местность в горах Гарца, в окрестностях деревень Ширке и Эленд. Фауст и Мефистофель Иоганн Вольфганг Гете. Фауст (пер.Н.Холодковский). С 30 на 1 мая в Европе отмечается один из основных мистических праздников (другой приходится на осень), шабаш ведьм ― Вальпургиева ночь (Вальпургиснахт). На вершине Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart ― «лесистые горы») (Германия) происходит нечто, что не даёт покоя поклонникам нечистой силы с незапамятных времён. Но нас интересуют вовсе не тайны колдовства. А история самого праздника, которая в большей степени является литературной мистификацией. Сейчас некоторые комментаторы рассказывают об открывающихся тёмных порталах в другие миры и прочих фантастических событиях, которые приходятся как бы на это время. Но история современной интерпретации «праздника» с трудом прослеживается в пределах средневековья (это вам не племя Майя с космической ориентацией), когда будущее европейской цивилизации ковалось в застенках инквизиции. Именно в досье (протоколах) на ведьм впервые упоминаются некие свидетели безобразных таинств и перечисляются имена невольных участниц беззакония. По типу: «Была ли ты, Розалинда на шабаше в ночь с 30 на 1? Летала ли на метле? ― Не была и не летала? ― А чем докажешь? Против тебя свидетельствуют почтенные крестьяне деревни…» и т.д.. В далёком прошлом языческие племена совершали свои жертвоприношения на вершине холма или горы, а сам праздник непосредственно посвящался плодородию. Blocksberg ― название многих гор и возвышенностей в Германии. Там же скандинавские богини танцевали и веселились, пока нарождающееся христианство не превратило их танец в колдовское препирательство против истинной веры. Оно так бы всё и забылось, и языческое верование растворилось бы в христианских обрядах, как это произошло со многими иными культами. Но в один прекрасный момент у великого немецкого поэта и философа случилась по вдохновению трагедия всех времён и народов ― «Фауст». Именно благодаря этому произведению ночь с 30 апреля на 1 мая получает статус главного сатанинского праздника, имя собственное и определённое место на карте. Гёте описывает, местность в горах Гарца, в окрестностях деревень Ширке и Эленд, куда Мефистофель приводит Фауста на шабаш: «А меня держись сильнее: // Здесь с горы всего виднее // Будет нам, как царь Мамон // Заблестит со всех сторон». Так, благодаря человеческой канонической низости, невинный кельтский праздник, посвящённый началу лета, с танцами, плясками и песнями, замешанный на вдохновении художника, обрёл современное «звучание». В самом конце уже прошлого века (ХХ) предприимчивый немецкий диджей Максимилиан Ленц (в народе DJ Westbam) создал коммерческий проект ― молодежный праздник "MayDay" ("Майский день"). С 30 апреля на 1 мая в дортмундский зал «Вестфалленхалле» съезжаются молодые люди со всей Германии отпраздновать Вальпургиеву ночь и послушать самую «прогрессивную» музыку. Весенние фестивали уже традиционно прокатываются по всей Скандинавии, привлекая толпы туристов. До Финляндии этот праздник дошёл с мужским название «День святого Вальпурга». Но он полностью соответствует германским тусовкам. Всю ночь продолжается народное веселье, пока столица Хельсинки не украсится грудами мусора. Затем наступает мёртвая предутренняя тишина, отчасти объяснимая всеобщей усталостью и сытостью. Интересно, что и в нашей стране не обошлось без шабаша. Так в 1918 году в российской глубинке местные большевистские власти приняли следующее постановление: «С 1 мая 1918 года, все женщины от 18 до 32 лет объявляются государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана зарегистрироваться в бюро "свободной любви" при комиссариате призрения. Зарегистрированной в бюро "свободной любви" предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики». Ещё один интересный момент в отношениях между Вальпургиевой ночи и литературой. Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) ― реальная историческая фигура. Она родилась в Девоншире около 710 года и была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестрой св. Бонифация, апостола Германии. Оба её брата, Виллибальд и Винибальд, также были канонизированы. С 11 до 37 лет Вальпурга провела в стенах Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. Вальпурга настолько проявила свой талант в изучении языков, что оставила после себя немало сочинений на латыни и родном английском. В том числе, повествование о путешествие своего брата в Палестину. Святую Вальбургу называют и первой писательницей Англии и Германии. День её памяти ― 1 мая. |
Категория: фото на каждый день | Просмотров: 673 | автор: Сергей Каревский | |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!