21 июня: Феодор Стратилат, Колодезник |
Феодор Стратилат, Летний, Феодор Колодезник по старому стилю сегодня 8 июня В канун Стратилата ставят колодезники в том месте, где думают копать колодец, «наговорённые» сковороды и оставляют до утра. Перед восходом солнца идут снимать: отпотевшие сковороды указывают, что колодец на этом месте долго будет поить водой всё семейство. Мало на сковороде поту земного — мало и воды будет в колодце. Сухая сковорода свидетельствует о том, что копать не стоит. Воды не будет. А коли всё сговорится, как надо — тут же и начинай рыть колодец на Стратилата — будет вода и чиста, и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу! По всему: начало жарких дней. Этот день — астрономический рубеж весны и лета. Самые длинные дни. Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, поспела и рожь. Начинали уборку ржи. Около Прокопьева дня сено собирают в валы, потом копнить, а из копен складывать зароды. Федор Стратилат — грозами богат. Если гром гремит, жди долгого ненастья. Гремит гром поутру — не к добру. (Не успеют убрать сено.) Стратилатовы росы — вещие: большие — к хорошим льнам да к богатой конопле. Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший. Были и другие способы найти воду под землёй. Колодезник перед восходом ложился на земою и наблюдал, где на первых лучах заиграет воздух. Или где роса обильна, но капельки мелкие, а травы высокой нет. В этот день украшали колодцы цветами, венками и звали батюшку святить новые колодцы. Всем миром молились о ниспослании чистой целительной влаги, чтобы жар никогда не иссушил колодезной воды: Даждъ, даждъ земле страждущей воду, Спасе наш! Приходили к колодцу и вину свою избыть: Пришёл я к тебе, вода-матушка, с повислой да с повинной головой. Прости меня, простите и вы, водяные деды и прадеды! Завершаются Зеленые святки обрядом похорон или проводов Костромы. Красивая молодая женщина наряжается в белое, в руках у неё дубовые ветви. Это образ Костромы (от костра) ― олицетворение весны и плодородия. Вокруг неё водят девичьи хороводы, после чего кланяются, оказывают знаки почтения. На дубовых досках несут к реке, где происходит обряд «пробуждения». Также в образе Костромы может быть соломенное чучело, которое сжигают на костре. Иногда его просто закапывали в землю. На следующий год Кострома воскреснет и разбудит землю для нового урожая. Начиная с этой ночи, духи огня, воды, воздуха и земли собираются на праздник Купалы. Дым от разведённых костров на возвышенностях близлежащие поля, сады и огороды.. Собирают лечебные травы на весь последующий год. Плетут из трав обереги и амулеты. |
Категория: народные приметы | Просмотров: 912 | автор: Сергей Каревский |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!