Главная » Литературный Ежедневник » 2015 » Май » 18 » 18 мая родился Омар Хайям
03:49
18 мая родился Омар Хайям
1048Омар Хайям (Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури) (— 4.12.1131, наиболее вероятная дата), персидский и таджикский поэт, математик, астроном и философ. «Хайям» буквально означает «палаточный мастер».
 
В этом человеке, словно в героях лучших арабских сказок, воплотились и нашли свой неповторимый образ разные стороны мира и его познания. Есть даже такая историческая версия, что Омар ХАЙЯМ образ собирательный. Но основывается она не на фактах, а на невероятных для одного человека способностях.
 
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Голодным лучше быть, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало...
 
Родился Омар в Хорасане близ города Нишапур (или в самом городе), в то время одном из нескольких крупных городов этой провинции. Отца Хайяма звали Ибрахим, был он зажиточным ремесленником и происходил из рода ремесленников. Возможно, управлял ткацким цехом, отсюда и имя ХАЙЯМ — «палаточный мастер».
 
О детстве и отрочестве ХАЙЯМА практически ничего неизвестно. Получив первоначальное образование в Нишапурском медресе, имевшем в то время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы, Хайям переезжает учиться в Балх. Для дальнейшего усовершенствования своих познаний в 70-х годах XI века Хайям поселяется в Самарканде — крупнейшем научном центре того времени. В качестве его учителя упоминается имя некоего «главы учёных и исследователей по имени Насир ал-милла ва-д-Дин шейх Мухаммед-и Мансур», о котором нет никаких сведений.
 
В семнадцать лет ХАЙЯМ уже был искушён во многих науках и по свидетельству своих современников достиг глубоких знаний. Молодого ХАЙЯМА более всего увлекала математика. И первый же опыт самостоятельной научной работы принёс ему известность. Это трактат «Проблемы математики», о котором мы можем судить лишь косвенно — трактат не сохранился. Но у ХАЙЯМА появился покровитель, без которого учёному в его время нечего было и мечтать о собственных научных изысканиях.
 
«Я был лишён возможности систематически заниматься этим делом и даже не мог сосредоточиться на размышлении о нём из-за мешавших мне превратностей судьбы. Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась малочисленная, но многострадальная кучка людей. Суровости судьбы в эти времена препятствуют им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть из тех, кто в настоящее время имеет вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и притворяясь знающими. Тот запас знаний, которым они обладают, они используют лишь для низменных плотских целей. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек…» Далее Хайям благодарит «славного и несравненного господина, судью судей имама господина Абу Тахира. «Его присутствие расширило мою грудь, его общество возвысило мою славу, моё дело выросло от его света и моя спина укрепилась от его щедрот и благодеяний. Благодаря моему приближению к его высокой резиденции я почувствовал себя обязанным восполнить то, что я потерял из-за превратностей судьбы, и кратко изложить то, что я изучил до мозга костей из философских вопросов. И я начал с перечисления этих видов алгебраических предложений, так как математические науки более всего заслуживают предпочтения».
 
Это предисловие к трактату, написанному Хайямом около 1069 года, «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». Затем он пользовался покровительством бухарского хакана Шамс ал-Мулука. В источниках указывается, что правитель крайне возвеличивал его и усаживал имама Омара с собою на трон, что было крайне почётно. В 1074 году, после того как Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха, Хайям был приглашён ко двору для руководства реформой иранского солнечного календаря. Хайям возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». Календарь, предложенный Омаром Хайямом и названный в честь заказавшего его султана «Маликшахово летосчисление», был на семь секунд точнее ныне действующего григорианского календаря (разработанного в XVI веке). До конца столетия, проведённые в относительном спокойствии под защитой султана — это самые плодотворные и счастливые годы жизни Омар ХАЙЯМА. Слава Омара ХАЙЯМА как астролога-прорицателя, наделённого особым даром ясновидения, была очень велика. Но вот меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Слава Омар ХАЙЯМА отнюдь не меркнет, но к ней прибавляется и слава вольнодумца, что вынуждает его, опасаться завистников и врагов. Это отчасти становится одной из причин его паломничества в Мекку, которое иной раз могло продлиться до года.
 
Ал-Кифти в «Истории мудрецов» пишет: «Когда же его современники очернили веру его и вывели наружу те тайны, которые он скрывал, он убоялся за свою кровь и схватил легонько поводья своего языка и пера и совершил хадж по причине боязни, не по причине богобоязни, и обнаружил тайны из тайн нечистых. Когда он прибыл в Багдад, поспешили к нему его единомышленники по части древней науки, но он преградил перед ними дверь преграждением раскаявшегося, а не товарища по пиршеству. И вернулся он из хаджа своего в свой город, посещая утром и вечером место поклонения и скрывая тайны свои, которые неизбежно откроются. Не было ему равного в астрономии и философии, в этих областях его приводили в пословицу; о, если бы дарована была ему способность избегать неповиновения богу!».
 
Последние 10-15 лет своей жизни ХАЙЯМ провёл в уединении в родном Нишапури, слишком мало общаясь даже с друзьями и учениками.
 
В наше время известно восемь его учёных трудов. Многое утрачено или пока не найдено.
 
Современник Хайяма пишет: «Однажды в городе Балы, на улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель Омар ХАЙЯМ сказал: «Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей». Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры, и я увидел могилу у подножия садовой стены, осенённую грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему».
 
Тайны мира, что я
Заключил в сокровенной тетради,
От людей утаил я,
своей безопасности ради.
 
Об Омар ХАЙЯМЕ как о поэте лучше всего рассказывают его стихи, которым также нет равных по красоте образа. На русский язык Рубайят ХАЙЯМА переводили очень многие. Это десятки авторов — от Бальмонта до Маршака, Державина и Кушнера.
 
«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворе мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
 
«Омар читал "О божественном" из книг "Исцеление" (Авиценны). Дойдя до раздела "О едином и многом", он положил между листов какую-то вещь и сказал мне: "Позови народ, я сделаю завещание". Когда единомышленники собрались, он исполнил, согласно известным условиям, "стояние" и занялся молитвою. И отвратился от всего постороннего. Исполнив молитву на сон грядущий, он пал ниц на землю и сказал: "Боже! Поистине я познал Тебя по мере возможности моей. Прости меня, познание моё — заслуга пред Тобою!" И отдал Богу душу». (Имам Мохаммед Багдадский).
 
P.S. В момент гибели «Титаника», помимо сокровищ на сумму около 13 млн. фунтов стерлингов, на его борту находился бесценный манускрипт Омара Хайама «Рубайят».
 
 
 
 
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 1616 | Теги: Омар Хайям




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть