Главная » Литературный Ежедневник » 2015 » Май » 22 » 22 мая родился Рихард Вагнер
00:41
22 мая родился Рихард Вагнер
22 мая 1813 года родился Рихард Вагнер (Richard WAGNER) (— 13.02.1883), немецкий композитор, автор таких легендарных опер, как «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов», «Лоэнгрин». Будучи прирождённым реформатором, Рихард был настолько мнителен, что боялся числа 13, в котором видел несчастливый год своего рождения и собственное имя, в котором заключена «чёртова дюжина». Всего, кстати сказать, написал 13 опер.
 
Вы не найдёте большего музыкального неистовства ни у одного композитора, ни большей драматургии. И дело вовсе не во вкусе или новаторстве самоучки, не знающего никаких норм и правил ни в музыке, ни в общении с людьми. Вагнер был достаточно безумен, чтобы окружающий мир воспринимать как личное переживание, а внутренний опыт принимать за подлинные реалии мира сего и выше. Он жил и творил вывернутым наизнанку. Его внутренности должны были быть предметом любования, а внешние черты скрывались за идеями, которые сами по себе должны были звучать в такт его творениям. Да, для одних это следует за безусловным психическим расстройством, у других является следствием гениальности. Кстати, это вовсе не значит, что гений и безумство столь близки. Всё-таки между тем и другим есть ещё промежуточная стадия — бездарность.
 
«Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью». Это цитата из вагнерского «Художественного произведения будущего».
 
Порокам Вагнера можно ставить отдельный монумент. Но вот интересные факты: его гомосексуализм вполне сочетался с обычным браком, его язычество также  легко переплеталось с христианскими регалиями, как революционные порывы и дружба с коронованными особами, его антисемитизм был лишь пафосным — последнее произведение Вагнера «Парсифаль» было поставлено благодаря трём людям, каждый из которых по национальности был евреем. В конце концов, уже в 1942 году, когда фашисты проводили в Вене расовую чистку, со здания оперы, откуда сбрасывали бюсты композиторов евреев, был низвергнут и Вагнер, как композитор с самым крючковатым носом и самым неарийским выражением лица.
 
Он долгое время жил с одной из своих жён лишь в угоду взаимным привязанностям — собачке и канарейке. Когда любимцев не стало, супруги развелись.
 
В последний день жизни, когда у Вагнера начался сильнейший сердечный приступ, он позвонил и крикнул: «Жену и доктора!» Когда с него стали снимать одежду, на пол упали подаренные последней супругой часы. Вагнер успел только произнести: «Мои часы». Этот были его последние слова. Время Вагнера не остановилось. Оно пребывает не на месте.
 
Несколько анекдотов из жизни выдающегося композитора:
 
Двое англичан отправились в дрезденский театр послушать оперу Вагнера. Когда свет погас, какой-то мужчина занял место позади них. Во время действия новоприбывший вел себя более чем странно — всё время издавал возгласы: «Ах, как хорошо!.. Ах, Боже праведный, — это ужасно!..» При этом он всплёскивал руками и топал ногами, причём совсем не в такт музыке. В антракте рассерженные англичане обратились к капельдинеру с просьбой вывести из зала несносного зрителя.
— Боюсь, что это не в моих силах, уважаемые господа, — развел руками капельдинер. — Это очень большой человек.
— Кем бы он ни был, — возмутились привыкшие к демократии англичане, — мы требуем, чтобы этого невежду немедленно урезонили. Он мешает нам слушать гениальную музыку Вагнера!
— В том то и дело, господа, — шёпотом пояснил капельдинер, — что за вами как раз и сидит сам господин Вагнер…
 
Он любил свою музыку, он любил себя в ней, он считал себя гением и единственным полноправным хозяином искусства будущего. Оставим его таким, как он есть, ради музыки, которая пробилась сквозь время к вершинам мироздания.
 
Однажды в Париже Вагнер пришёл к издателю и сказал:
— Месье, я великий композитор и пишу музыку будущего! Я желаю оказать вам честь и дать разрешение её напечатать!
— Музыку будущего? — переспросил издатель. — А вы случайно не Вагнер?
— Да, это я, — гордо ответил композитор. Издатель пожал плечами:
— Я не занимаюсь музыкой будущего, месье Вагнер. Обратитесь к моему внуку…
 
Склонный к музыкальной гигантомании, Вагнер написал самую длинную в мире сольную арию. Она звучит в сцене жертвоприношения Брюнгильды в опере «Гибель богов». Время звучания арии 14 минут 46 секунд!
 
Также Вагнеру принадлежит самая длинная в мире классическая опера — «Нюрнбергские мейстерзингеры». В несокращенном варианте опера длится 5 часов и 15 минут.
 
 
 
 
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 854




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть