06:24 18 июня родился Феофан ПРОКОПОВИЧ | |
1681 — Феофан ПРОКОПОВИЧ (— 19.09.1736), государственный и церковный деятель, пропагандист петровских преобразований, писатель и поэт.
Родился в Киеве в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии, в которой ректором был его дядя. По окончании уехал в Рим продолжить обучение, но теперь уже в иезуитской коллегии святого Афанасия, где прошёл полный курс теологических наук. Помимо богословских и философских знаний с удовольствие предавался изучению древнеклассической литературы, чем в совокупности своих дарований обратил на себя внимание папы. Вернувшись в Киев (1702), вновь перешёл из католицизма в православие (1704), приняв монашеский постриг с именем Феофан. Преподавал в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. По всем этим предметам составил руководства, весьма примечательные для своего времени, отличающиеся ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. В роле преподавателя пиитики, следуя традиции сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагидокомедию «Владимир». Сюжет пьесы — принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами. Но в ней чётко угадывается отклик на проблему суеверия и невежества современного ему духовенства, выступавших против просвещения и начавшихся государственных реформ Петра. По случаю Полтавской победы 1709 сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 вызвал в новую столицу. В 1718 был рукоположен в епископа Псковского; с 1720 — архиепископ Новгородский. Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути — закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721 года), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод). Написал введение к Морскому уставу и «Слово похвальное о флоте Российском» (оба 1719), «Розыск исторический» (1721), «Правда воли монаршей» (1722) и другие сочинения, в которых изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма. Прокопович принимал деятельное участие в организации Академии наук, завёл при своём доме школу для сирот «всякого звания», которых определял затем в академические гимназии. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, одним из первых стал вести научные наблюдения с помощью микроскопа и телескопа, владел несколькими иностранными языками. После смерти Петра I его положение пошатнулось, духовенство припомнило ему «лютеранское» происхождение его взглядов. Но энергичный Феофан создал кружок образованных ученых и литераторов «Ученая дружина», в которую входили молодой Кантемир, видный ученый петровского времени В.Н. Татищев и другие прогрессивные деятели. Он вновь упрочил своё положение в 1730-е годы, при Анне Ивановне, не слишком разборчивый в средствах расправляясь с противниками при помощи доносов в Тайную канцелярию. Именно Феофану ПРОКОПОВИЧУ мы во многом обязаны нашему нынешнему представлению о Петре — участвовал, в частности, в написании «Истории Петра Великого», изданной в 1773 году. Его теория о «просвещённом деспотизме», как об идеальном монархе нашла свою благоприятную почву на российской земле. «Не может народ судити дела государя своего». Ему мы обязаны и возвеличиванию светской власти и неограниченной ничем власти царя, подлежащего единому суду — суду перед Богом. «Какову он Россию свою сделал, такова и будет. Сделал добрым любимою — любима и будет, сделал врагам страшною и бытии не перестанет». Надменные епископы, жадные попы, церковные невежды — всё это теперь любимые образы просвещённых ересей, красочно изображённые в его произведениях. Его проповеди издавались, что уже было по тем временам большим новшеством. Его стихотворные произведения, трактаты «Риторика» и «Поэтика» закладывали основы русской эстетической мысли. Мы ещё долго будем делиться на просветителей и ретроградов, западников и славянофилов, чиновников и поэтов, духовность и науку — поскольку детские переживания закладывают основы поведения любому взрослому человеку. Будем надеяться, что наше время по отношении к петровским не такое уж «старое», чтобы вместо продолжительного маразма однажды изменить отношение к себе самим. http://www.krugosvet.ru/articles/74/1007425/1007425a1.htm (биография) http://www.rulex.ru/01210293.htm (биография) http://writerstob.narod.ru/writers/prokopovich.htm (биографический очерк) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 600 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!