Главная » Литературный Ежедневник » 2008 » Июнь » 17 » 17 июня родился Виктор Платонович НЕКРАСОВ
07:46
17 июня родился Виктор Платонович НЕКРАСОВ
 
Виктор Платонович НЕКРАСОВ 1911Виктор Платонович НЕКРАСОВ (— 3.09.1987, Париж), писатель.
 
Родился в Киеве в семье врача. Родители долгое время жили за границей, были дружны и с Лениным, и с Луначарским. Затем вместе с Виктором вернулись в Киев, где он и закончил (1936) архитектурный факультет Киевского строительного института. Одновременно учится в театральной студии при театре русской драмы. Закончил в 1937 году. Работал актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону.
 
С 1941 по 1944 Некрасов отказывается от брони и уходит на фронт сапёром. Стал полковым инженером, заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. После Сталинградской битвы  «с чистым сердцем и помыслами» вступил в партию. После второго ранения, в начале 1945 года, был демобилизован.
 
Прекрасно рисовал. Известен его автопортрет в манере Анненского с «подписью» последнего. Мог увлечённо подделывать почтовые марки и радоваться как мальчишка тому, что никто не способен обнаружить подделки.
 
В 1947 году в журнале «Знамя» вышло произведение Некрасова «В окопах Сталинграда». Изначально называлась «На краю земли». Повесть стала одной из первых, в которой описывалась подлинная, нелёгкая правда о войне. Единственной в этом роде она и оставалась ещё долгие годы. В следующем году повесть была удостоена Сталинской премии 2-й степени. «Отец народов» лично вписал автора в список лауреатов.
 
Премию Некрасов передал на приобретение колясок для инвалидов войны.
 
Литературные критики не могли пойти против такого признания, но и мастерски сдержанная, чёткая проза Некрасова не пришлась по вкусу тем, кто привык лишь подобострастно исполнять «центральную линию». Для них он был выскочкой. «Виктор Некрасов пришёл в литературу отнюдь не как литератор, — он пришёл как солдат, видавший будни войны и стремившийся только к тому, чтобы рассказать правду о них…» — звучало как одобрение, но и не было лишено предчувствия, что подобный автор сможет продержаться угодным кремлёвским заседателям достаточно долго. В 1954 году, выходит следующая повесть «В родном городе», в которой он также первым рассказывает о мучительном «врастании» бывших фронтовиков в мирную жизнь. За публикацию журнал «Знамя» подвергнут партийной критике и главный редактор Всеволод Вишневский снят с работы. В произведении «Кира Георгиева» Некрасов обращается к теме сталинских репрессиях. «Что за проклятие быть писателем в нашей державе, почему таков удел всех не желающих лизать жопу этим возле трона лизоблюдствующим. А ведь хочу писать! Есть о чём, но сяду за стол и не могу, как не могу стать одним из них…» Из воспоминаний современников.
 
За выступление в «Литературной газете», в которых доказывал необходимость создания мемориала советским людям, расстрелянным фашистами в 1941 году в Бабьем Яре, вместо парка отдыха и развлечений, был причислен к украинским националистам, а также обвинён в организации «массовых сионистских сборищ».
Хрущёв уже сострил на активе советских писателей: «Некрасов, но не тот». Уже по рукам пошла эпиграмма Раскина: «Про него пустили анекдот: Дескать, он Некрасов, да не тот. Но Некрасов — человек упрямый, И теперь все говорят: тот самый!»
 
Вместе с А.Д. Сахаровым протестовал против попыток Брежнева реанимировать сталинизм. Вопреки Суслову вместе с украинскими писателями подписал письмо-протест против гонения на украинский язык.
Съездив в 1960 году за рубеж, написал книгу очерков «Первое знакомство», за что тут же был обвинён в низкопоклонстве перед Западом.
 
Свою прозу писал карандашом, стирая резинкой. Черновики Некрасова существуют только в единственном экземпляре.
 
Пришло время, когда Некрасову удалось опубликовать за десятилетие только несколько очерков и издать небольшую книжку «В жизни и письмах», вышедшую мизерным тиражом.
 
1969 — новое персональное партийное дело за письмо в защиту В. Чорновила и выступление в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яре.
 
Виктор Платонович НекрасовВ 1970 году Некрасов впервые печатается за рубежом (журнал «Грани», №74). В июле 1972 сотрудники КГБ проводят у него на квартире обыск, который продолжается 42 часа. За это время было изъято семь мешков рукописей, выявлен самиздат. В том же году Некрасов исключён из партии.
 
Некрасов стал одним из зачинателей журнала «Континент». Вынужден был покинуть страну в 1974 году. Поселился во Франции. Работал на радиостанции «Свобода». Издал 6 книг прозы, очерков, статей. В том числе «Сталинград» (1981), «Как я стал шевалье» (1986). Последнее произведение Виктора Некрасова — «Маленькая печальная повесть». Был удостоен ордена Французского Почётного легиона. Некрасов обиделся: «Суки! Удостоверение вручили, а орден заставляют покупать в магазине». В общем, был он человеком прямолинейным и за словом в карман не лез, когда надо было выразить то, что наболело, или то, что бросалось в глаза своей абсурдностью.
 
Похоронен на русском кладбище (Сен-Женевьев де Буа- str/) в Париже.
 
 
«Один раз, когда мы встретились, он похвастал, что купил маленький удобный фотоаппарат. Он висел у него на плече на тоненьком ремешке. Мы шли по узенькой безлюдной улочке на Монпарнасе, а навстречу вышли два черноголовых темнолицых парня (я думала — наверное, алжирцы, их там очень много). Они прошли мимо нас впритирку к Некрасову. И вдруг он что-то воскликнул, резко обернулся назад и с размаху огрел по уху одного из парней, схватил его за грудки и вытащил у того из-за пазухи свой фотоаппарат, бросив ему крепкое словцо по-русски.
Я остолбенела. Все это длилось буквально одно мгновение. Некрасов повернулся и спокойно пошёл своей дорогой, конечно, вместе со мной.
— Ай да Вика! Ну и ну! — сказала я, опомнившись.
— Я, кажется, сказал что-то нехорошее? — он сконфуженно улыбнулся.
— Нет, это просто здорово! Просто великолепно! Но как вы догадались?
— Ну, я почувствовал, будто что-то скользнуло по плечу, и думаю, время терять нечего.
Потом мы смеялись, как алжирцы быстро улепетнули, и спокойно гуляли вдоль Сены, и он кое-что снимал своим новым аппаратом, а потом подарил мне несколько снимков. Вот так проявилась неожиданная характерная чёрточка, жизненный опыт, смелость. Он подсмеивался надо мной незадолго до моего отъезда, будто у меня уже начинается ностальгия (так полагается), а когда я отрицала, он тоже смеялся, что я уже вошла во вкус. Но когда мы расстались на вокзале, он был хмурый, и я видела, что ему тоже хочется поехать домой. Наверное, для того чтобы выразить всё, что накопилось за время дальних странствий, надо приехать домой и говорить со своим родным читателем. Но этой темы я в разговорах с ним не затрагивала…»
Отрывок из письма Е. М. Шишмарёвой (1904—1995), адресованного Виктору Викторовичу Конецкому.
 http://www.konetsky.spb.ru/about/stories/tom-7/2-2/ (источник)

http://russianwriters.cn/2007/07/24/viktor-platonovich-nekrasov/ (биографический очерк)
http://www.edu-zone.net/show/79580.html (биография)
http://www.hrono.ru/biograf/nekrasovv.html (биография)
http://lib.ru/PROZA/NEKRASOW/ (произведения)
 
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 819




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть