16:19 23 марта родился Алексей Феофилактович ПИСЕМСКИЙ | |
![]() «Сломленный, низвергнутый, отброшенный, он закатился во второй ряд русской классики, где по сей день оберегается от полного забвения добрыми историками литературы. Есть что-то щемяще жалкое в том аттестате, какой они выдают ему на место в вечности. Писемский-де, конечно, ни глубиной, ни талантом «не равен» Достоевскому, Тургеневу или Островскому, но все-таки и он воплотил некоторые «характерные особенности» великой русской литературы: дополнил общую картину, разглядел «что-то свое», «отмежевал себе» делянку соответственно своему таланту. Не всем же быть гениями: не из одних гор складывается пейзаж, нужны и пригорки… Вроде бы и так, да какая-то ложь в самой основе. Чем пригорок «виноват» перед горой? — Почему, собственно, пригорок надо отсчитывать от горы? Почему не от равнины, не от низины, не от почвы? Положим, в моих вопросах не меньше лукавства, чем в тех формулах, на которые я ополчаюсь, да само лукавство-то и там, и тут не случайно; оно продиктовано внутренней двойственностью предмета. Классики второго ряда (книга моя посвящена этому феномену) есть вообще явление странное во всякой национальной культуре, это какая-то непонятная встреча мощи и немощи, зоркости и слепоты, свободы и скованности, полета и земного плена. Это не талант, недобравший до гения, не «половинная порция» тех же уроков, не «нижняя ступень» той же лестницы — это как бы другая тема, не те уроки, иная лестница…» Л.А. Анненский, «Сломленный». Родился в селе Раменье, ныне Чухломского района Костромской области. Потомок старинного, но обнищавшего дворянского рода. В четырнадцать лет поступил в Костромскую гимназию, а в 1840 году — в Московский университет, «будучи большим фразёром, благодарю Бога, что избрал математический факультет, который сразу же отрезвил меня и стал приучать говорить только то, что сам ясно понимаешь. Но этим, кажется, только и кончилось благодетельное влияние университета».
С 1840 года жил в Москве. После университета 10 лет состоял на государственной службе в Костроме и Москве. В «костромской» период установил связи с московскими литературными кружками и начал писательскую деятельность. Дебютировал в печати в 1848 году. В числе московских друзей А.Н. Островский, который опубликовал в «Москвитянине» повесть Писемского — «Тюфяк» (1850), с которой и началась литературная известность. Натуральная школа, памфлетное начало, обличающее «убыль сердце», антинигилистические настроения, антилиберальная публицистика, попытка обосновать неосновательность «шарлатанских» (и потому опасных) попыток «шестидесятников» изменить социальное устройство — вот, собственно, достойный путь русского писателя, чья основная черта мысли и души были правдивость, искренность, полное отсутствие «напряженности, стремления сказать больше своего понимания, создать что-то выше своих творческих сил». После окончательного переезда в Москву в 1863 из Петербурга (где Писемский жил с 1857, издавая совместно с А.В. Дружининым журнал «Библиотека для чтения») Писемский — один из помощников М.Н.Каткова по редактированию «Русского вестника». Вскоре и эта деятельность его была закончена. Писемский отходит от литературных знакомств и скрывается от «обличителей века» в семье, где его ждут новые удары судьбы — самоубийство старшего и психическая болезнь младшего сына. «За каждым знаменитым писателем тянется легенда, то есть фактическая правда, обрастающая домыслами, и эта легенда всегда не случайна. Пушкин — это «живость», Достоевский — «крайние страсти», Тургенев — «возвышенное мягкодушие», Толстой — «борение с собой».
Писемский — это «мнительность». Робость, боязливость, тайная неуверенность. Мифология Писемского крутится вокруг слова «страх». Биографы передают рассказы о том, как он боялся плыть из Петербурга в Кронштадт и как бледнел при звуке выстрела. Как топтался на пороге своего дома, не решаясь войти: вдруг там грабители? или кто-нибудь умер? или пожар? «Испуганные и как бы даже сумасшедшие глаза» Писемского на всех его фотографических портретах, по его собственному признанию, — следствие беспокойства, охватывающего его под нацеленным объективом. На ранних снимках еще нет «безуминки» в молодом аккуратном чиновнике, подобранном «в ниточку», однако чувствуется настороженность». Л.А. Анненский, «Сломленный». http://az.lib.ru/p/pisemskij_a/text_0360-1.shtml
http://literator.ucoz.ru/publ/7-1-0-84 "Алексей Феофилактович Писемский. Биография Алексея Феофилактовича Писемского" http://az.lib.ru/p/pisemskij_a/ (произведения) http://www.krugosvet.ru/articles/68/1006897/1006897a1.htm (биография) http://www.pisemskiy.org.ru/lib/sa/author/100002 (биографический очерк) | |
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 632 |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!