Главная » Литературный Ежедневник » 2008 » Март » 20 » Сент-Экзюпери и... не последняя тайна
07:23
Сент-Экзюпери и... не последняя тайна
 
20 марта в Париже выходит книга Жака Праделя и Люка Ванреля «Сент-Экзюпери: Последняя тайна». Посвящена она обстоятельствам смерти, которые долгое время остаются зашифрованы в общем-то вполне заурядным стечением фактов и домыслов. Самолет Lockheed P38 Lightning, пилотируемый автором «Маленького принца», вылетел в разведывательный полёт 31 июля 1944 года с аэродрома на острове Корсика. С тех пор пилот считался пропавшим без вести. Зная перипетии жизни и творчества Сент-Экзюпери, все выдвигаемые версии выглядели в разной степени правдоподобно: авария, дезертирство и даже самоубийство. Только в 2003 году на дне Средиземного моря были обнаружены обломки самолёта. По мнению экспертов, самолёт вошёл в воду практически вертикально, что послужило причиной взрыва и разбросу обломков на большое расстояние. Никаких фрагментов человеческих останков обнаружено не было. Лишь выловленный местным рыбаком в 1998 году браслет с инициалами Сент-Экзюпери, который и послужил причиной поисков в данном районе и идентичность марки самолёта, на котором летал писатель, указывали на вероятность обнаружения хотя бы точного места гибели.

Но с уже более или менее правдоподобными фактами по месту гибели начинается странная мистерия от самих исследователей — Жака Праделя и Люка Ванреля. Как рассказывается, найденный поблизости остов «мессершмита» якобы выводит их на немецкий след. А затем и 63 годя спустя (2007), 88-летний Хорст Рипперт, бывший пилот люфтваффе, признаётся, что именно он сбил самолёт писателя.

«Сначала я его преследовал, потом сказал себе: если ты будешь уклоняться от боя, я тебя собью. Я выстрелил, задел его, самолет рухнул. Прямо в воду. Пилота я не видел. Только потом я узнал, что это был Сент-Экзюпери», — цитирует летчика журнал Le Figaro Magazine, публикующий выдержки из книги Жака Праделя и Люка Ванреля «Сент-Экзюпери: Последняя тайна». Узнал же пилот о своём подвиге по радиоперехватам с французских аэродромов. Рипперт признаётся, что «надеялся и всё ещё надеется, что это был не он», потому что «в молодости мы все читали и обожали его книжки».

«Если бы я знал, что это был Экзюпери, я бы никогда не сбил его, никогда...» — заявляет Рипперт.

А теперь короткая аннотация общеизвестных фактов, на которые с большим трудом накладывается версия Рипперта о его причастности к гибели Сент-Экзюпери.

Люфтваффе вело строгий учёт побед своих лётчиков. Но в тот день ни о каком сбитом самолёте французских ВВС записи в боевых журналах нет. Это могло случиться только по двум причинам: самолёт никто не сбивал и, второе, бой проходил один на один, не было ни его свидетелей, ни подтверждающих обломков самолёта противника — что, в общем-то, совпадает и с версией самого Рипперта и официальной версией гибели пилота французских ВВС — самолёт упал в море. Но откуда Рипперт узнаёт, что сбил таки Экзюпери? По версии лётчика люфтваффе это радиоперехваты с французских аэродромов. Почему тогда нет более никого, кроме самого Рипперта, кто знает о сбитом Экзюпери? Или Рипперт сам в единственном числе занимался радиоперехватами? Или это сцена из военного романа: грозный лётчик люфтваффе, которому не засчитали сбитый самолёт, проходит мимо комнаты радиосвязи, где немецкие радисты прослушивают переговоры французских ВВС. Дверь приоткрыта. Рипперт слышит, как по всему эфиру разносятся умоляющие позывные: «Экзюпери, ответь! Экзюпери, ты нас слышишь?» Всё-таки Экзюпери, — подумал Рипперт, и его глаза невольно наполнились слезами. Ему стыдно и он будет молчать об этом 63 года.

И ещё одна мелочь. В признаниях Рипперта говорится о том, что «если ты будешь уклоняться от боя, я тебя собью». Разве пилот «Мессершмита» не знает, что самолёт дальней разведки Lockheed P38 Lightning безоружен? Что для Экзюпери просто и нет другого способа выжить, как «уклониться от боя»?

У меня создаётся впечатление, что книга Жака Праделя и Люка Ванреля написана, прежде всего, художественно и рассчитана на «увлекательное чтение». Что стоит хотя бы тот пассаж, где рассказывается, как в районе гибели Lockheed P38 Lightning найдет остов «Мессершмита» — и это выводит исследователей на немецкий след. «Обломки разбросаны на большом расстоянии» — представляете, что там вообще может быть найдено времён второй мировой? Да и остов «Мессершмита» на дне морском никак не может быть самолётом Рипперта. Но в целом звучит трогательно.
 

В целом, к каким выводам приходят Жак Прадель и Люк Ванрель — всё так и могло случиться на самом деле. Насколько правдоподобно можно описать реальную жизнь, следуя конкретным фактам — не знаю. Да и что за тайна зашифрована в гибели Сент-Экзюпери — остов, Рипперт? Или что-то ещё?
 
Категория: ПОТОК СОЗНАНИЯ | Просмотров: 945




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть