Частная коллекция

Главная » Частная коллекция » материалы "Литературного ежедневника" » приложение

Несколько историй из жизни писателя Юрия Олеши

[автор?]

Девочка Суок

Большинство из вас, уважаемые читатели, наверно читали повесть-сказку Юрия Олеши «Три толстяка» и помните одну из главных героинь этого произведения девочку-циркачку Суок. Однажды Юрия Карловича спросили:
«А девочка Суок из «Трех толстяков», где вы встречали эту маленькую очаровательную циркачку? Более поэтического образа вам еще не удалось создать!»
Олеша грустно усмехнулся:
«Если я вам расскажу, вы мне не поверите».
И он рассказал, что у маленькой девочки Суок была реальная предшественница. Это была золотоволосая девочка-акробатка, в которую Олеша-гимназист влюбился, увидев ее в цирке во время представления. Впоследствии к ужасу Олеши, оказалось, что это не девочка, а циничный мальчишка, длинно сплевывавший сквозь зубы.


О процессе создания «Трех толстяков»
 
Юрий Олеша в молодости работал в газете «Гудок», писал стихотворные фельетоны и подписывал их псевдонимом Зубило. А жил он в маленькой комнатке при типографии «Гудка». Позднее Олеша вспоминал:
«Веселые были времена! Рядом с моей койкой был огромный рулон газетной бумаги. Я отрывал по большому листу и писал карандашом «Три толстяка». Вот в каких условиях иногда создаются шедевры».


Минкус

Однажды Олеша и Эйзенштейн вместе побывали в Большом театре на балете Людвига Минкуса «Дон-Кихот». Им так понравилась фамилия автора балета, что они затеяли некую игру, в которой наделяли некоторые явления или людей этим словом. Часто можно было видеть, как они наблюдали за окружающими людьми или прохожими, и, время от времени, Олеша наклонялся к Эйзенштейну и таинственно шептал:
«Минкус».
Эйзенштейн в ответ так же таинственно отвечал:
«Абсолютный Минкус».


Олеша и наборщики

Как-то Олеша правил опечатки в верстке одной из своих пьес и возмущался:
«Кошмар! С наборщиками невозможно бороться! Выправил все в гранках, но вот, пожалуйста, в верстке опять то же самое. В моей пьесе Улялюм говорит:
«У тебя руки круглые, как перила».
А здесь, полюбуйтесь:
«У тебя руки круглые, как перина».
А что они сделали с репликой:
«В кого мне стрелять за то, что распалась связь времен?»
Они напечатали:
«В окно мне стрелять за то, что распалась связь времен?»
И, наконец, вместо фразы:
«Ты пришла из детства, где был город Ним, построенный римлянами», — стоит сверхбессмысленность:
«Ты пришла из детства, где был город Рим, построенный римлянами».
Олешу утешали:
«Юрий Карлович, но вы ведь все это сейчас выправили?»
Он ворчал:
«Конечно! Ну и что же?»
Его продолжали успокаивать:
«Будем надеяться, что все исправят».
Олеша взорвался:
«Оставь надежду всяк сюда входящий! С наборщиками бороться невозможно!..»
Олеша оказался прав, так как книжка вышла с теми же самыми искажениями.


Получение гонорара
 
Однажды Олеша пришел в одно издательство получить довольно крупный гонорар. Паспорт Олеша забыл дома, и он стал уговаривать кассиршу выдать ему гонорар без паспорта. Кассирша отказалась:
«Я вам сегодня выдам гонорар, а завтра придет другой Олеша и снова потребует гонорар».
Олеша выпрямился во весь свой небольшой рост и с величественным спокойствием произнес:
«Напрасно, девушка, волнуетесь! Другой Олеша придет не раньше, чем через четыреста лет...»


Олеша и Лернер
 
Однажды в купе поезда оказались вместе Олеша и писатель Николай Лернер. Олеша обратился к нему:
«А вы знаете, Лернер, я видел вашу пьесу «Поэт и царь». Она произвела на меня большое впечатление. Мне даже запомнились некоторые места. Например, Николай I говорит Пушкину:
«Послушай, Пушкин, отныне я буду твоим цензором».
А Пушкин отвечает ему:
«Ваше величество, а не слишком ли это для меня большая честь?»
«Да».
Лернер изобразил на своем лице довольную улыбку, а когда Олеша вышел из купе недоуменно сказал:
«Нет этого у меня в пьесе...»
Подумал немного и добавил:
«А жаль...»


Олеша и Шостакович
 
Когда Шостакович вернулся из поездки в Турцию, Олеша стал расспрашивать его о полученных впечатлениях. Шостакович с увлечением рассказывал, что особенно на всех советских артистов произвел впечатление прием у президента Кемаля Ататюрка, который подарил всем мужчинам золотые портсигары, а женщинам — браслеты. Олеша вдруг огорошил Шостаковича вопросом:
«Скажите, Митя, когда Кемаль кемарит, в Анкаре тихо?»


Олеша и дерево
 
Однажды утром Олеша вышел в дворик одесской гостиницы, куда летом ресторан выставлял свои столики, и увидел, что огромное дерево, которое росло около фонтанчика рухнуло и загораживает половину дворика. Олеша стал рассуждать:
«Ведь ночью не было никакой бури... Мы поздно легли... Было тихо — ни дождя, ни ветерка... В чем же дело — почему рухнуло дерево?»
Ему никто не смог ничего ответить. Олеша пожал плечами и уткнулся в первую страницу «Известий». Пробежав глазами несколько строк, он воскликнул:
«Ах, вот что! Умер Мичурин. Великий садовод. Теперь мне понятно, почему вчера здесь рухнуло дерево. Природа откликнулась на смерть своего гениального помощника. Он был очень старым и тоже напоминал могучее дерево...»


Мальро и Олеша
 
Когда в Москву приехал французский писатель Андре Мальро, Олеша решил показать ему что-нибудь необычное и пригласил в шашлычную, которая помещалась в подвале, напротив Центрального телеграфа. Там было очень людно и шумно, а разговаривать под аккомпанемент кавказского оркестра просто невозможно. Особенно неистовствовал оркестр во время исполнения молодыми джигитами национальных танцев.
Через переводчицу Мальро спросили:
«Скажите, мсье, как вам понравилось в нашей стране?»
Мальро ответил:
«Очень понравилось! Только, знаете, у капитализма перед социализмом есть одно преимущество...»
У Олеши вырвалось:
«Какое?»
Мальро сказал:
«В капиталистических странах есть рестораны, где нет оркестра...»


Мемуары Пяста
 
Когда Олеша просматривал мемуары Владимира Пяста, его спросили:
«А как вы думаете, Юрий Карлович, почему он не говорит о Блоке?»
Олеша сказал:
«Очень гордый. Блок, дескать, сам по себе, а Пяст сам по себе. Не хочет выезжать за счет великого поэта. Пяст — шляхтич. Польская кровь. Кровь польских королей из династии Пястов».
Олешу поправили:
«Да что вы, Юрий Карлович, каких королей? Ведь настоящая фамилия Владимира Алексеевича — Пестовский. При чем здесь польские короли?»
Олеша проворчал:
«Тем более...»


Много и мало
 
Один писатель, выпустивший множество книг, как-то сказал Олеше:
«Как же мало вы написали за свою жизнь, Юрий Карлович! Я все это могу прочесть за одну ночь».
Олеша мгновенно парировал:
«Зато я всего за одну ночь могу написать все то, что вы прочитали за всю свою жизнь!..»


Точка отсчета
 
Как-то Олеша с компанией друзей-литераторов сидел в кафе гостиницы «Националь». Неподалеку за другим столиком сидели двое приятелей и о чем-то ожесточенно спорили. Один из приятелей сказал Олеше:
«Мы все знаем, что эти двое самые глупые из нас. Интересно, о чем это они могут так спорить?»
Олеша разъяснил:
«Они теперь выясняют, кто был глупее — Гете или Байрон? Ведь у них свой счет — с другой стороны...»


Муки творчества
 
Однажды поздно ночью Олеша с приятелями возвращался домой и заметил, что в доме писателей в проезде Художественного театра все окна темные. Его возмущению не было предела:
«Вы только подумайте: все уже спят! А где же ночное вдохновение? Почему никто не бодрствует, предаваясь творчеству?!»


Олеша о жизни
 
Один из руководителей Союза писателей встретил в Центральном Доме литераторов Олешу и вежливо поздоровался:
«Здравствуйте, Юрий Карлович! Как живете?»
Олеша обрадовался:
«Вот хорошо, что хоть один человек поинтересовался, как я живу. С большим удовольствием все вам расскажу. Давайте отойдем в сторонку».
Деятель оторопел:
«Что вы, что вы! Мне некогда, я тороплюсь на заседание секции поэтов...»
Олеша настаивал:
«Ну, ведь вы же меня спросили, как я живу. Теперь уж нельзя убегать, надо выслушать. Да я долго вас и не задержу и уложусь минут в сорок...»
Руководитель еле вырвался и убежал, а Олеша обиженно пробурчал:
«Зачем же было спрашивать, как я живу?»


Картежник Олеша
 
Однажды Олеша и Маяковский с приятелями пришли на квартиру к Николаю Асееву, который жил в большой комнате на девятом этаже дома у Мясницких ворот. Завязалась игра в карты, в девятку. Олеша сидел рядом с играющими, а перед ним лежала толстая пачка денег.
Маяковский спросил:
«Ого! Откуда такое богатство?»
Олеша ответил:
«Получил гонорар и взял аванс».
Маяковский продолжал допрашивать:
«Если получил гонорар, то зачем понадобился аванс?»
Олеша объяснил:
«Жена на курорте, просила прислать побольше денег».
Маяковский строго сказал:
«Как же вы смеете садиться за карточный стол?»
Олеша промолчал.
Маяковский же продолжал в том же тоне:
«Предупреждаю, я вас обыграю и буду безжалостен».
Олеша возразил:
«Ну, исход игры заранее никогда не известен».
Маяковскому феноменально везло, и, выигрывая у Олеши, он приговаривал:
«Так вам и надо! Это будет для вас хорошим уроком».
Кончилось все тем, что Маяковский действительно выиграл у Олеши все его деньги.
Утром Маяковский позвонил Олеше и пригласил к двенадцати часам в редакцию «Комсомольской правды». Когда Олеша пришел, Маяковский вывел его в коридор и протянул деньги:
«Вот что, Олеша, получайте полностью ваш проигрыш».
Олеша отступил на шаг:
«Что вы, Владимир Владимирович! Кто же берет обратно свой проигрыш!?»
Маяковский был непреклонен:
«Не смейте спорить! Мы с вами, слава Богу, не гусары. Сейчас же идите на телеграф и отправьте деньги жене».


«Откуда вы?»
 
Будучи в Одессе, Олеша лежал на подоконнике своего номера в гостинице. По улице шел старый торговец газетами. — Эй, газеты! — закричал Юрий Карлович со второго этажа. Торговец поднял голову и спросил: — Это откуда вы высовываетесь? — Старик! — сказал Олеша. — Я высовываюсь из вечности.

Категория: приложение | Просмотров: 1313




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть