Главная » Частная коллекция » материалы "Литературного ежедневника" » о литературном ежедневнике |
вступление к «Литературному ежедневнику»
Современная литература… литература эпохи возрождения… сетелитература, бумажная, первобытнообщинная. Что ещё? Существует не одна метода классификации литературного процесса (и даже не две!). Любая представляет своих преданных адептов, их методы выражения и риторику самосознания. Всякая имеет несомненное преимущество перед хаосом — облегчить подступы к пониманию целостности литературы как явления.
Мне тоже захотелось понимания. Но, признаюсь, для себя одного. На большее я бы и не рассчитывал. И искать это понимание я решился не на стороне, а в себе самом. На что было несколько объективных, как мне казалось на момент создания проекта, причин. Первое, это достаточное количество общих теорий. Достаточное по отношению к проблеме осознания. Потратив десять, двадцать лет на ознакомление с одной из спецификаций литературного процесса вы вполне сможете отличить Дюма от Сорокина и роман от повести, как обезьянку от гиппопотама уже не только по силуэту, на уровне формы, но и по средам их обитания. Любая последующая теория строится на предпосылках своих предшественниц. Каким бы широким взглядом радикализма или остервенения она не обладала — её представление будет проходить на фоне чужих декораций. Есть какая-то критическая масса истории, после которой смотреть на мир по-новому не имеет смысла. И мне кажется, эта критическая точка необратимости художественных открытий и явлений нами благополучно пройдена. Ничто не начнётся с чистого листа. Об этом можно сожалеть, над этим можно сокрушаться, но ещё интересней — что же будет дальше? Есть одно примечание — это верно для общих: социальных, политических, культурологических, литературных процессов. И открытие личностного аспекта восприятия мира — многообразия и неповторимости ассоциативных смыслов, интуитивных начал и естественных концовок — есть основание для моего третьего аргумента. Дальнейшее развитие гуманитарной науки напрямую связано с разделом онтологии и отдельно взятым художником. То есть такого «развития» будет много — разнопланового, нелинейного, с единственным на то эволюционным значением — оно будет творческим. Систематизация и отбор направлений будет проходить спонтанно, что не значит — случайно. Мы откроем себя самых как замысел, как книгу. И прежде чем перевернуть последнюю страницу признаем в себе и автора, и героя — наполнившись неповторимым опытом сотворчества в себе самих. Субъективность, как форма «правильного» знания (эволюционного), мне показалась наиболее перспективной и конструктивной в психологии, философии, литературоведении. Найдутся пропагандисты общественного строя, которые резонно отметят, что и этого уже было достаточно. И тут у меня созревает окончательный аргумент: меня ещё не было. Мне захотелось узнать, что же это значит? Если меня не было, то почему всё было? Чем моё виденье отличается от всеобщего? Что ему неймётся, в конце концов? Есть ли тому объективные причины? | |
Категория: о литературном ежедневнике | Просмотров: 854 | |
Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
Не стесняйтесь!