Частная коллекция

Главная » Частная коллекция » собрание Сергея Каревского » эссе

С первой страницы

Человек существо стремительное. Как бы не хотелось достичь некой определённости, запечатлеть расположение чувств и мыслей, совпавших с нашим месторасположением — всё тщетно. В следующее мгновение мы находимся уже не там и наш внутренний голос складываются иначе. Повторенная про себя мысль и живёт-то по-другому. А многократно произнесённое слово вообще теряет всякий смысл. В условиях общей нам природы заложено непрерывное куда-то движение. Хотя бы и удавалось сделать удачный слепок — это не более чем образ неоднозначного равновесия, сквозь который видны бесконечно разбегающиеся пути. Что же говорить о человеке в целом, «высшие» способности которого проявляются лишь в процессе соучастия, сопереживания. Мы не одни во вселенной. Одни — не мы.

Ничто не остановит ни времени, ни пространства, в которых и не по своей воле мы двигаемся к какой-то неведомой цели. Желания понять этот процесс, сделать его осознанным — и стало той метаморфозой пробуждающегося в нас сознания, которое называют творчеством. Это понятие явилось интуитивно, хотя и рассматривалось некоторое время как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». О нём также говорилось, как о «деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее». Но все эти определения символичны по отношению к тому, что это «новое» есть лишь переменная нашего виденья. Они не раскрывают представление о подлинной природе творчества, его сущности, которая хранится в таинствах небытие промежуточных результатов, которым приписывается свойство некой достигаемой определённости.

Творчество трактуется в современной философии в контексте идеи «глобальной креативности» и уже относительно других теорий признаётся его онтологический статус. Увы, отклонение развития науки в сторону «естествознания» сумело склонить и интерес философии к художественному творчеству в сторону психоанализа, как метода познания, обезображенного «вирусом» физиологического объективизма. Ситуация постмодернизма и методы деконструкции в этой причинно-следственной оболочке выглядят крайним проявлением индивидуализма, революционным побоищем всех против вся ради личностного проявления (самовыражения) во всё усложняющихся технологиях «без границ», реализуя методу затягивания дискурса перед фактом уже провозглашённого «конца» философии, искусства, истории и т.д. Постмодернизм, с этой точки зрения, оборачивается ничем иным, как искусством после искусства, жизнью после жизни, — то есть смертью самого художника, реинкарнированного в чистый художественный (не всегда уже творческий!) процесс. Даже в перспективе создания общей теории Творчества наблюдается междисциплинарный гедонизм, сводящий проблему к некой «экологии», «ориентированной на сознательное управление креативными процессами в различных сферах жизни людей с целью их поддержания в состоянии динамического равновесия». 

Что мы можем в данной ситуации? Представление о задачах искусства хоть и мыслится параллельно «шоу» бизнесу, погранично эстетическому кризису цивилизации, интерес к подлинности не ослабевает. И сам творческий процесс не потерял ни в качестве, ни в количестве тайных адептов — тайных по большей части от себя самих. Всё это объяснимо тем, что творчество основа эволюции, без которой наша жизнь не столько бессмысленна, сколь практически невозможна. Человек и есть сосредоточие современных эволюционных процессов, которые ведут этот мир к неслыханным переменам. Даже в состоянии синергетической «сложности» художнику, терпимому к терминологии, есть место для манёвра. И «при определенных условиях могут возникать макроскопические явления самоорганизации в виде ритмически изменяющихся во времени пространственных картин» (Г.Николис, Пригожин), где «микроскопические явления» ничто иное, как художественные произведения.

При помощи данного проекта я хочу исследовать некоторые современные тенденции… представления о творчестве, найти и обосновать его характерные особенности, жанры и законы, при которых процесс складывается в тот или иной узор, судьбу, мировоззрение.

Но следует отметить в этом кратком резюме проекта, что я участвую в нём не в качестве «научного деятеля», наблюдателя, лаборанта, а в роли самого эксперимента, объекта исследований, рассчитывая на ваше сотворчество и как читателя и как соавтора рубежа некой целостности.

Категория: эссе | Просмотров: 1425




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть